Номер 25 (718), 25.06.2004

МУЗЫКА, ЗАСТЫВШАЯ В СТЕКЛЕ

О том, что архитектуру называют застывшей музыкой, слышали многие. Можно было бы привести немало музыкальных аналогий сравнивая готику с барокко или ампиром, устремленные вверх колонны мраморных дворцов Италии с кружевом деревянной Вологды. Уж не знаю, что за заунывная мелодия созвучна бетонным высотным баракам, но сегодня речь о другом материале. В Украине с 2002 г. работает фирма "ШЮКО-интернешнел", разработавшая вариантные алюминиевые системы остекленных фасадов и светопрозрачных крыш. О преимуществах систем "ШЮКО" говорилось на прошедшей в Одессе конференции по международной специализированной программе "Инновации в строительстве и архитектуре Украины", организованной дочерним предприятием "ШЮКО-Украина". В конференции приняли участие ведущие архитектурные вузы Украины и ведущие украинские архитекторы, строительные компании и украинские компании – поставщики высокотехнологической продукции и стройматериалов.

К достоинствам алюминиевых систем "ШЮКО" можно отнести диапазон их применения – от жилых и общественных зданий до зимних садов. Не менее важно то, что системы "ШЮКО" являются, по выражению представителей фирмы, системами ограничений. Они изолируют внутренние помещения от внешних воздействий: жары, холода, пыли, огня и т.д.

Работая в разных странах, фирма "ШЮКО" сняла 30-минутный фильм, который знакомит зрителей с архитектурными возможностями фирмы, создающей новую архитектуру из стекла и алюминия. Фильм производит огромное впечатление. Но тут же возникает ряд вопросов, связанных с работой фирмы конкретно в Одессе. И кроме того, возникает страх, не утратит ли Одесса свой неповторимый облик, свой шарм, если отдать ее на откуп фирмам, пусть даже с самыми прогрессивными технологиями.

Не возникнет ли вместо гармонии какофония, смесь французского с нижегородским, которую лично я вижу в круглом доме на злополучной Греческой площади. С этим и другими вопросами я обратилась к представителю фирмы "ШЮКО" в Одессе Дмитрию МАЛИЦКОМУ.

— Мы ни в коем случае не собираемся менять архитектурный облик Одессы. У нас много систем, позволяющих, не нарушая фасад здания, заменять оконные системы. Это не только улучшит микроклимат зданий, но и придаст им современное звучание, современный облик, сохраняя при этом стилистическое решение создавших их архитекторов.

Что касается дома на Греческой площади, я думаю, он был достоин более взвешенного решения. Все Одесса достойна взвешенного подхода к ее реконструкции.

— Сейчас, когда часть Одессы хотят номинировать в Список ЮНЕСКО, выделили весьма ограниченный "ареал" обитания архитектурно-исторических памятников. В него не попали многие шедевры архитектуры и зодчества. Кроме того, большая часть зданий в Одессе, не являясь официально признанными памятниками архитектуры, вообще ничем не защищена. А ведь облик и колорит города определяют не только дома с охранными табличками. Так же как образ ОДЕССИТА создан не только выдающимися сынами и дочерьми города.

— Целиком с вами согласен. Мы, как фирма, конечно, заинтересованы в работе, в заказах. Но мы не варвары. В Германии, где фирма имеет много заказов, мы сумели сохранить облик жилого фонда. Кроме того, наши системы очень дорогостоящие. Они требуют сразу больших капиталовложений. Другие дело, что эти системы высокорентабельны благодаря своей износостойкости, они не нуждаются в постоянных ремонтах, постоянном обновлении фасада. Поэтому, если не считать переостекления фасадов, наши системы ориентированы в основном на строительство высотных бизнес-центров, аквапарков и тому подобных сооружений.

— Я не стала бы говорить о каких-то особых архитектурных изысках алюминиево-стеклянных зданий (здесь превалирует госпожа геометрия) но они действительно красивы, в них отражается небо, они отражаются и друг в друге, создавая ощущение бесконечности. Это как эффект отражения зеркала в зеркале. И если такие здания создадут новый район Одессы, не "встревая" в ее сложившийся центр, это можно только приветствовать. Почему бы Одессе не иметь свой современный бизнес-таун! Но ведь наш город стоит на ползучих грунтах, он находится в сейсмоопасной зоне. Как быть с этим?

— Алюминий достаточно легкий и гибкий материал. Он за счет этого сейсмопрочный. Землетрясения страшны жестким конструкциям. Алюминий пружинит. Здесь другая опасность – морской влажный климат. Сырость может вызвать так называемую филигранную коррозию алюминия. Чтобы избежать этого, приходится предварительно окислять алюминиевые конструкции, чтобы они покрылись защитной окисной пленкой. Вообще приходится адаптировать их к местным условиям: соли, влаге, жаре, ветру.

— А пластик не заменит алюминий?

— Мы применяем более дешевые металлопластиковые конструкции только для массового жилищного строительства. Но при этом не забываем печальный опыт Москвы, где из-за применения дешевых некачественных материалов рухнуло перекрытие над бассейном.

Возвращаясь к нашему разговору о судьбе Одессы, хочу сказать: я – одессит, и город мне дорог. Проблема сохранения его архитектурного облика в сочетании с растущими потребностями в новых зданиях и технологиях – это проблема всех развивающихся городов. Вместе с тем, Одесса – город с туристическим потенциалом. Город привлекательный в деловом смысле. Значит, его рост и развитие неизбежны. Но исторический центр должен быть сохранен.

— И не только в границах, выделенных для номинации в Список ЮНЕСКО!

— Безусловно. Моя мечта: с помощью наших систем, предохраняющих здания от разрушения, сохранить архутектурную изюминку Одессы и при этом сделать ее чище и современней.

— А могут ли ваши, как вы их называете, ограничительные системы, оградить Одессу от недобросовестности некоторых чиновников?

— Увы, нет...

Беседовала Елена КОЛТУНОВА.