Номер 48 (1488), 19.12.2019

"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": ЛЕГЕНДЫ И ДОКУМЕНТЫ

(Окончание. Начало см. "Порто-франко" от 28 ноября, 5-го и 12 декабря 2019 г.)

25 декабря 1934 года на экраны Союза Советских Социалистических Республик вышла музыкальная кинокомедия "Веселые ребята". Тираж кинокартины составил феноменальные 5737 копий. (Для сравнения: в 1970-80 гг., когда и территория страны была побольше, и население увеличилось почти в два раза, максимальное количество прокатных копий составляло 2000 — по сведениям киноведа Марины Косиновой). Фильм откровенно был рассчитан на массовый успех, и таки его добился. Не одно поколение советских зрителей с восторгом лицезрело приключения пастуха Кости Потехина и его друзей, а песни Дунаевского на слова Лебедева-Кумача уже давно живут собственной жизнью, став цитатами и поводом для новых и новых кавер-версий, проще говоря, перепевов. Особую роль сыграл этот фильм и в судьбе Леонида Утёсова. Ибо после "Веселых ребят" из популярного артиста, но все-таки "одного из...", он превратился в "суперзвезду", в коем качестве пребывал уже до конца жизни.

Между тем путь фильма к своему зрителю оказался далеко не простым. Так, буквально перед запуском фильма в производство против него выступили сотрудники производственных цехов киностудии "Мосфильм". Свои претензии высказали художники Кукрыниксы. Эти конфликты были улажены, и 28 мая 1934 года газета "Кино" сообщила, что "в начале июня фильма будет показана на общественном просмотре". Но против фильма выступил нарком просвещения А. С. Бубнов, который и запретил его показ. Создатели картины прибегли к помощи М. Горького, которому фильм понравился. Окончательно же судьба "Веселых ребят" решилась в ночь с 13 на 14 июля 1934 года, когда картину посмотрел Сталин...


А БЫЛИ ЛИ ПРИЗЫ?

Вождю фильм понравился. И, как следствие, в составе программы советских фильмов "Веселые ребята" отправились на международный кинофестиваль в Венецию, который патронировал лично дуче Муссолини.

В книге "Леонид Утёсов" (серия ЖЗЛ) ее автор Матвей Гейзер утверждает: "...на международном конкурсе в Венеции фильм был удостоен специального приза".

Федор Раззаков в толстенном томе "Скандалы советской эпохи" повышает ставки: "На Международной киновыставке в Венеции в 1934 году картина была удостоена сразу двух призов: за режиссуру и музыку".

Режиссер картины Григорий Александров в своих воспоминаниях пишет, ссылаясь на парижский еженедельник журнал-газету "Агентство киноинформации" от 30 августа 1934 года: "Русские делегаты сумели превратить свое участие на выставке в огромную пропаганду за их страну. На торжественном вечере, посвященном русским картинам, показали "Петербургскую ночь", затем "Челюскина" — документальную фильму большой исторической ценности, показывающую одиссею славной экспедиции "Челюскина" в Арктике, "Веселые ребята" — звуковую комедию, которую смело можно считать самым лучшим произведением этого года.

Блестящим завершением международной киновыставки явилось присуждение советской кинематографии первого приза — золотого кубка выставки".

Самый неточный источник информации в интернете — Википедия — превзошла всех. По ее информации, на Венецианском кинофестивале 1934 — Программа советского кино, куда вошли картины Г. Рошаля "Петербургская ночь" и "Гроза", документальный фильм В. Микоши "Челюскин", музыкальная комедия "Веселые ребята" ("Москва смеется") Г. Александрова, "Окраина" Б. Барнета, получила главный приз — Кубок Муссолини".

Это же подтверждает и полупрофессиональный сайт ProfiCinema: "Второй Венецианский кинофестиваль оказался для советского кино поистине триумфальным. Была показана отдельная программа русского кино, куда вошли картины Г. Рошаля ("Петербургская ночь", "Гроза"), документальная работа В. Микоша ("Челюскин"), музыкальная комедия "Веселые ребята" Г. Александрова (переименованная, правда, в "Москва смеется"), "Окраина" Бориса Барнета. Вся программа, представленная СССР, получила Кубок Муссолини — главный приз с 1934-го по 1942 год".

Теперь попробуем отделить зерна от плевел.

Участие советской программы кинофильмов никто не отрицает.

Журналист Саша Щипин в журнале "Сноб" от 14 сентября 2018 отмечает: "Следующий смотр фильмов состоялся в Венеции в 1934 году, и тогда снова отличился Советский Союз, который привез сразу 11 картин, в том числе "Пышку" Михаила Ромма, "Нового Гулливера" Александра Птушко и "Веселых ребят" Григория Александрова. Жюри тогда еще не было, но президент Биеннале, ориентируясь на мнение экспертов и зрителей, выбрал лучший итальянский и лучший иностранный фильм. Лауреатами фестиваля стали "Человек с острова Аран" Роберта Флаэрти и "Тереза Конфалоньери" Гуидо Бриньоне, а лучшей актрисой признали Кэтрин Хепберн, которая только за два года до этого дебютировала в кино".

Ни слова о каких-либо наградах советского кино.

На официальном сайте Венецианского кинофестиваля есть следующая информация.

В 1934 году он проходил с 1-го по 20 августа. На фестивале впервые был проведен конкурс фильмов и были присуждены два "Кубка Муссолини" за лучший итальянский и лучший зарубежный фильм. Жюри на фестивале тогда еще не было. Поэтому призы распределял сам президент Биеннале.

Среди наград фестиваля упоминаются уже названный выше Кубок Муссолини, а также Золотая медаль за лучший фильм, Золотая медаль за лучшую мужскую роль, Золотая медаль за лучшую женскую роль, Золотая медаль за лучший анимационный фильм.

Кроме того, были отмечены: Лучший короткометражный фильм и Лучшая работа оператора.

Одному фильму была вручена Специальная премия.

Несколько кинокартин было отмечено Почетными дипломами, а ряд артистов получили награду — Специальная рекомендация.

И всё! Никаких специальных призов или кубков. И ни слова о советских кинокартинах...

БЕЗ НАГРАД ВСЕ ЖЕ НЕ ОСТАЛИСЬ

Дело в том, что показ советских кинофильмов не входил в программу самого кинофестиваля. А вот в рамках Международной выставки киноискусства фильмы были не только показаны, но и отмечены.

Уже 22 сентября 1934 года газета "Кино" под заголовком "Успех советской кинематографии" публикует телеграмму Джузеппе Вольпи, президента Биеннале следующего содержания:

"Биеннале. Институт воспитательной кинематографии.

Рады сообщить, что кубок выставки, предназначенный лучшей продукции иностранного государства, принявшей участие в международной выставке киноискусства, присужден ГУКФ СССР как признание успеха, полученного всем комплексом его изумительных по замыслу и выполнению фильмов. Поздравляем.

Президент Биеннале Вольпи.

Президент Института воспитательной кинематографии Поко-До-Лядчи.

Докладчик Мариани".

И сразу же под текстом телеграммы Д. Вольпи реплика Бориса Шумяцкого "К новым высотам мастерства!":

"Выражаю благодарность всем киномастерам, киноорганизациям Советского Союза, обеспечившим на международном соревновании первенство советскому кино. Этого успеха мы добились в результате конкретного руководства ЦК Ленинской партии, Совнаркома и благодаря постоянным указаниям вождя международного коммунизма — тов. Сталина.

Получение первенства обязывает нас к подъему творчества советской кинематографии.

Б. Шумяцкий".

В этом же номере газеты опубликован отчет из Венеции специального корреспондента Игоря Друкаря "Международная выставка".

Итак, выводы:

1. Программа советских кинофильмов была отмечена, но награжден был ГУКФ (Главное управление кинофотопромышленности), а не конкретно кто-либо из кинематографистов или какая-то кинокартина.

2. Кинофильм "Веселые ребята" ни специального приза (М. Гейзер), ни двух призов: за режиссуру и музыку (Ф. Раззаков) — не получали.

3. Еще раз уточним, программа была отмечена кубком Международной выставки киноискусства, а не золотым кубком выставки (Г. Александров). А уж тем более — программа не получила главный приз — Кубок Муссолини (веб-сайты).

"МАДАМ СЪЕЛА" НЕ ТОЛЬКО ПЛЕНКУ

Успех Венецианской киновыставки благоприятно повлиял на дальнейшую судьбу "Веселых ребят". Уже вскоре в газетах начинают появляться рекламные сообщения о грядущей премьере фильма.

Примечательно, что, несмотря на трагические события, развернувшиеся прямо во время съемок кинокартины (11 ноября 1933 года авторов сценария Николая Эрдмана и Владимира Масса прямо со съемок увезли сотрудники НКВД, вменив в вину антисоветскую пропаганду) — их имена остались в титрах фильма и на рекламных афишах. И это несмотря на то, что самих сценаристов репрессировали...

Незадолго до премьеры кинокартины 3-го и 10 декабря 1934 года газета "Кино" посвящает новому фильму две полосы. Однако тот, с кого всё начиналось, — Леонид Утёсов, упоминается и в этих материалах вскользь. Зато исполнительнице главной героини Любови Орловой предоставлено достаточно места как в текстах, так и в иллюстративном материале. Можно продолжить Утёсовскую шутку — Мадам не только съела его пленку, но его имя в публикациях...

Неудивительно, что в своих воспоминаниях, говоря о премьере кинокартины, Леонид Осипович пишет: "Когда в Москве состоялась премьера фильма, я был в Ленинграде. Получив "Правду" и "Известия", я с интересом стал читать большие статьи, посвященные "Веселым ребятам", и не мог не удивиться. В обеих статьях были указаны фамилии режиссера, сценаристов, поэта, композитора, всех исполнителей, даже второстепенных ролей, и не было только одной фамилии — моей. Будь это в одной газете, я бы счел это опечаткой, недосмотром редактора, но в двух, и центральных, — это не могло быть случайностью.

Естественно, я взволновался, но вскоре все стало проясняться, ибо до меня начали доходить слухи, что обо мне распускаются всякие небылицы. Темперамент воображения сплетников разыгрался до того, что они даже "убежали" меня за границу".

Конечно, Леонид Утёсов остро переживал, что все лавры за фильм достались режиссеру Григорию Александрову и актрисе Любови Орловой.

Ведь именно он привел драматургов и композитора для постановки картины. Когда тексты песен, созданных для фильма, были забракованы, Утёсов нашел Василия Лебедева-Кумача, заказал ему новые тексты и сам заплатил ему гонорар за них.

В 1958 году Г. Александров нанес еще один удар по Утёсову.

Вот как певец вспоминал об этом: "Прошли годы, и неутомимые "Веселые ребята" выдали мне новую порцию огорчений. Без моего ведома фильм был переозвучен... частично: песни Кости Потехина стал петь другой певец. Ему было сказано, что это делается по моей просьбе.

Результаты этого "переозвучивания" сказались тут же: в редакции газет посыпались письма с возмущением и протестами, даже обвинениями в искажении творческого документа определенной эпохи, каким является этот фильм.

Мне и зрителям обещали вернуть Косте Потехину его голос, но обещанного, как известно, три года ждут. Спасибо телевидению, что оно показало подлинный экземпляр, хотя и значительно потрепанный".

При этом Г. Александров сказал Владимиру Трошину, который и "перепел" утёсовские песни в новой версии фильма, что такая замена была согласована с Леонидом Осиповичем (естественно, это было чистейшим обманом).

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В ЦВЕТЕ

Десять лет назад для кинокартины произошло еще одно перерождение. Было принято решение ее расцветить. Нашли сохранившуюся оригинальную версию фильма 1934 года, с первоначальным звуком, а также оригинальными начальными мультипликационными титрами. Для цветной версии использовался кинофильм "Воспоминание о "Коровьем марше"", рассказывающий об истории создания "Веселых ребят". "Воспоминание о "Коровьем марше" снимались в 1990-1991 году, когда пейзаж в Гаграх соответствовал тому, каким он был в 1933-1934 годах. 14 марта 2010 года впервые была показана цветная версия фильма "Веселые ребята". Но это уже совсем другая история...

А завершить свой рассказ о кинокартине мы хотим словами самого Леонида Осиповича Утёсова: "Я утешаюсь тем, что "Веселые ребята" по-прежнему бодро шествуют по экранам и веселят зрителей".

Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ, Александр ГАЛЯС.

ОТ РЕДАКЦИИ. Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных 125-летию выдающегося одессита Леонида Осиповича Утёсова. Приглашаем наших читателей поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями, мнениями, мыслями о том, что связывает их с творчеством Л. Утёсова, какие чувства вызывают его песни, книги, истории.