Номер 48 (1194), 20.12.2013
Возвращение к старой традиции, когда драматург является одновременно и постановщиком, порой дает прекрасные плоды. Тут уж точно нет зазора между замыслом и трактовкой, получается цельное произведение, но, конечно, при условии, что драматург одарен вдвойне. Одесский академический русский драматический театр выпустил спектакль "Божьи дела" в постановке автора пьесы Семена Злотникова.
Когда-то театры всего СНГ делали огромные сборы благодаря
его пьесам "Пришел мужчина к женщине" и "Уходил старик от
старухи". Теперь таким хитом могут стать "Божьи дела", жанр
которых определен как "четыре монолога о любви". Кстати, как и
вышеназванные шедевры Злотникова, эту драматургию можно
поручить двум исполнителям, мужчине и женщине. Но можно сделать
и моноспектакль, именно таким путем пошел драматург-
постановщик, поручив все роли, мужские и женские, народному
артисту Украины Олегу Школьнику. Проблему переодеваний решили
просто - на сцене где-то лежит шляпка, где-то висит шарф, где-
то припрятан паричок, и эти элементы костюма работают на
характеристику образа. Как говорится, необходимо и достаточно.
Визуальный образ спектакля "Божьи дела" создавали художник-
постановщик Алексей Белоус и художник Ицхак Авербух, над
костюмами персонажей работал художник Алексей Лохтин.
Один Школьник на сцене - это всегда интересно. Уже был и
остался в его творческом багаже "Контрабас" по Патрику
Зюскинду, поставленный в 2002 году, и "Жизнь за 1000" по пьесе
Петера Туррини "Все, наконец" (постановка 2009 года). Это были
драматичные образы, в которых артист временами выглядел даже
излишне свирепым, а здесь, в пьесе Злотникова, с ее мягким
юмором, Олег Львович лучится обаянием, кажется помолодевшим. И
вызывает сочувствие к каждому из четырех персонажей, а это две
дамы и двое мужчин.
"Капитал как Фантомас: если о нем не думать, то его вроде
бы и нет", - внушает муж первой героине, даме в возрасте. Ой,
сколько печали принес в ее семью выигрышный лотерейный билет. И
не подумайте, что деньги пропали, все гораздо сложнее. Читая
монолог "Лотерейный билет", Олег Школьник перевоплощается в
смешную на первый взгляд провинциальную бабушку в нелепой
шляпке (до юбки дело не доходит. Да и не нужна она, чтобы
сделать образ).
Четверо детей, скромный быт, постоянная штопка вещей,
которые дочки и сыновья донашивают друг за другом. Наконец-то
кредит за домик выплачен, дети выросли и разъехались (в
иностранных пьесах дети всегда куда-то разъезжаются), можно
перевести дух и пожить для себя, тем более что подаренный
супругом лотерейный билет принес в семью 20 миллионов с лишним
рублей. Комичный говорок героини не мешает ощутить ее
растерянность: муж позабыл о том, что подарил билет ей, сам
распорядился выигрышем, да так, что радости не прибавилось,
капитал в банке, а в доме почему-то решетки на окнах. "А где
мои украшения? Где моя жизнь?" - горестно спрашивает дамочка,
но не мужа, а Бога, только он поймет. Мужа она любит настолько,
что не решается упрекнуть ни в чем...
Петр Тимофеевич, герой новеллы "Раздвоение личности",
обращается к Богу, ибо запутался в своем советском христианском
прошлом и иудейском настоящем на Земле Обетованной, куда
привела его любовь к красавице Юдифи... Музыкальное оформление
спектакля, сделанное Евгенией Ермаковой и Александром
Портновым, иллюстрирует эти метания героя то русской плясовой,
то еврейским танцем, а ноги Петра Тимофеевича выделывают
соответствующие коленца словно помимо его воли (Олег Школьник
всегда предупреждает своих друзей, что даже если им не
понравится спектакль, хоть музыку хорошую послушают, на это в
театре есть Ермакова!). Некоторых заставь Богу молиться, они и
лоб себе расшибут, и вот теперь муж упрекает свою Юдифь за то,
что она много лет назад в браке с ним предала свою веру: "Ну я-
то не знал! Но ты-то знала! Теперь я понимаю, почему ее
родители опустили глаза...". А Юдифи этот зануда уже не по
вкусу, ей подавай прежнего, бесшабашного Петра! В кепке, а не в
кипе...
Подержанная красавица, героиня новеллы "Лялечка", то и дело оправляет блондинистый парик. Она повидала жизнь, пострадала от коварства мужчин, но все-таки влюбилась в очередной раз - в безработного, приютила, принялась лечить и вылечила-таки... На свою голову. Изменил, паскуда! "И тогда я прокляла его! - мечет громы и молнии блондинка. - И теперь он опять умирает. Я люблю его, Боже! Спаси его, Боже!". Вот пойми этих женщин... А ведь ради оплаты врачебных услуг Лялечке пришлось торговать собственным телом - уж Бог-то может понять и простить такой грех, такую жертвенность. Соседке не расскажешь, только Ему.
Завершает череду образов "Маргинал", мужчина без особых
примет и интересов, изгнанный за странное поведение даже из
анатомического театра, где обмывал покойников. Пришлось
продавать понемногу все, вплоть до квартиры и даже органов, но
сердце и последнюю руку он не отдаст, они предназначаются, по-
видимому, красавице-медичке, которую полюбил впервые в жизни...
Очень мило, но научится ли он работать, наконец?! Мы об этом не
узнаем - спектакль закончится на высокой ноте обретения любви,
и будет казаться, что корпулентный артист порхает над сценой
очумевшей от счастья бабочкой. Бог услышал его и придал
легкости и силы для новой жизни, в это хочется верить.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.