Номер 48 (1145), 21.12.2012

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Недавно в Большом зале Одесской филармонии состоялось выступление заслуженного артиста России Александра Князева с нашим оркестром под руководством Хобарта Эрла. Концерты прошли на одном дыхании, солист и дирижер троекратно вызывались на сцену. Интересная и разнообразная программа в сочетании с эмоциональной и виртуозной игрой российского гостя и полнозвучием и выразительностью оркестра создали удивительную атмосферу. Александр Князев сотрудничает со многими именитыми музыкантами и оркестрами мира, он успешно выступает как виолончелист и органист, и именно его искусством игры на виолончели имели возможность насладиться одесские слушатели.

В первом отделении прозвучали концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака и вариации на тему рококо П. И. Чайковского. Густое, бархатное вибрато и трели, бурное, эмоциональное исполнение, умиротворенность и задушевность лирических тем, определенность и эмоциональная насыщенность диалогов с оркестром нашли теплый отклик в душах слушателей.

Совершим небольшой экскурс в историю создания произведений.

Антонин Дворжак - чешский композитор XIX века, был коллегой и продолжателем дела Бедржиха Сметаны в формировании чешской национальной композиторской школы. Он рассматривал виолончель как инструмент сугубо оркестровый, так как, по его мнению, хорошо он звучит только в средних регистрах, "вверху он гнусавит, а внизу бурчит". С каким же блеском он опроверг собственное мнение в своем концерте! Как мастерски показал композитор выразительные возможности инструмента, которые так блистательно продемонстрировал Александр Князев. Виолончель не только интересно и разнообразно звучит как солирующий инструмент, но и "говорит" с оркестром не хуже скрипки или фортепиано. Йоганнес Брамс, немецкий композитор и современник Дворжака, ознакомившись с концертом, сказал: "Почему только я не знал, что виолончельный концерт можно так написать! Я бы давно написал бы его".

О сочинении "Вариаций на тему рококо" Чайковским сохранилось очень мало сведений. Произведение посвящено знаменитому виолончелисту В. Фитценхагену, профессору Московской консерватории, который и исполнил партию соло в день премьеры. Первое исполнение "Вариаций на тему рококо" состоялось в Третьем симфоническом собрании (так в XIX веке назывались в Москве концерты симфонической музыки) под управлением Николая Рубинштейна. Сам же автор находился в это время в Италии и не мог присутствовать в зрительном зале. 16 января 1893 года "Вариации на тему рококо" были исполнены в Одесском отделении РМО (Русского музыкального общества) под управлением самого Чайковского. В исполнении Александра Князева сама тема "рококо" звучит широко, распевно, как настоящая русская песня. Название это условное, так как стилю рококо, распространенному в Западной Европе в XVIII веке, присущ грациозный, безмятежный характер, с которым и перекликается главная тема "Вариаций". Но подражанием музыке той эпохи нельзя назвать это произведение, скорее, это переосмысление в духе нового времени через призму другой культуры, русской, которой чужды образы и темы рококо.

Во втором отделении Национальный симфонический оркестр исполнил Симфонию № 1 Йоганнеса Брамса. Композитор создавал ее с перерывами в течение 15 лет. Отрывки из первой части и тему альпийского наигрыша "С высоких гор, из глубоких долин приветствую тебя тысячекратно", который позднее использовал в финале симфонии, показывал он жене своего друга и учителя Роберта Шумана, блестящей знаменитой пианистке Кларе Шуман в 1860-е годы. Только много лет спустя смогла она прослушать симфонию полностью. Сочинение давалось композитору непросто, он страшился сравнения с Бетховеном, своим кумиром. К первому исполнению автор готовился особенно тщательно. Исполнена она была в маленьком городе Карлсруэ 4 ноября 1876 года. Симфония имела успех и исполнялась в таких крупных музыкальных центрах, как Мангейм, Мюнхен, Вена уже и под управлением автора. В первой симфонии проявился во всей своей красе и многообразии творческий стиль Брамса. Многое было унаследовано от творчества Бетховена. Не зря выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов, ученик Ференца Листа, называл ее "десятой симфонией Бетховена". Вместе с тем музыке этого гениального творения свойственны черты романтизма: порывистые, страстные интонации сменяются созерцательными, "солнечными" лирическими темами. Все это ярко и выразительно отразил Национальный Одесский филармонический оркестр под управлением Хобарта Эрла. Восхищает слаженность оркестра, детально продуманная трактовка, динамические контрасты от тишайшего пианиссимо до мощнейшего фортиссимо. Поражает память Хобарта Эрла - он дирижировал симфонией без партитуры, наизусть.

Настроение после концерта остается приподнятым и радостным, как и должно быть при соприкосновении с прекрасным искусством классической музыки.

Яна НИКОЛАЕНКО,
студентка ОУМК
им. К. Ф. Данькевича.