Номер 45 (1142), 30.11.2012

КОГДА ПРИХОДИТ "МОЛОДОСТЬ"

(Продолжение. Начало в № 43, 44.)

Назад, в немое кино"

Я предлагаю читателю познакомиться с теми событиями фестиваля, которые непосредственно связаны с кинематографом Украины.

И начну с самого интересного и удивительного - с фильма открытия "Молодости". В сопровождении живой музыки симфонического оркестра "Киев-Классик" под управлением Германа Макаренко гостям и участникам фестиваля показали немой фильм 1929 г. "Шкурник" режиссера Николая Шпиковского.

Зрители были просто ошарашены тем, насколько свежо и интересно воспринималась эта комедийно-сатирическая приключенческая картина.

Просто не верилось, что она снималась более 80 лет назад, что в те годы можно было поставить такие остроумные кинотрюки. Сюжет фильма - приключения некоего обывателя-конформиста во время гражданской войны. Из-за собственной жадности - он позарился на консервы и сахар, рассыпавшиеся из перевернутого фургона, но был пойман на месте - ему приходится принять на себя обязанности возчика и доставить продукты по назначению. За неимением лошади ему в качестве тягловой силы в фургон впрягают верблюда. И вот с этой "экзотической скотиной" герой, путешествуя по прифронтовой полосе, попадает то к красным, то к белым, то к махновцам, то просто к бандитам. Но везде умудряется приспособиться и выйти сухим из воды. Этого обывателя блестяще сыграл артист Винницкого драматического театра, народный артист УССР Иван Садовский.

- Это буквально чаплиновский фильм, - говорили вокруг. Но мне Садовский в этой роли и внешностью, и актерской манерой больше напомнил Игоря Ильинского в его ранних фильмах.

Фильм продержался на экране лишь один день и был запрещен. Очень уж неприглядно выглядели в нем не только белые, но и красноармейцы вместе со своими командирами. И вообще, вместо революционного пафоса - какая то бестолковщина. Никто и сам не знает, за что воюет.

И все же фильм успел оставить свой след. Вот выдержка из эссе Осипа Мандельштама: "Верблюд фигура нейтральная. Он одинаково чужд и белым, и красным. Хотя Шпиковский заставляет верблюда чихнуть в лицо бывшему уряднику, осквернив его хлопьями пены. Одна только мысль пустить героя на верблюде по Украине - уже сама по себе великолепный сценарий".

Словом, надо быть благодарным генеральному директору МКФ "Молодость" Андрею Халпахчи за фильм открытия. Он, действительно, стал Открытием. А также Национальному центру Александра Довженко, отреставрировавшему картину. И композиторам Соломону Зарицкому и Вячеславу Назарову, написавшим превосходную музыку к фильму. В их партитуре то и дело прослушивались тактично обработанные знакомые мелодии 20- 30-х годов, а в самые пикантные эпизоды вторгается знаменитый мотивчик "По улице ходила большая крокодила".

Фильм "Шкурник" как бы открыл на 42-м МКФ "Молодость" тему, связанную с историей украинского кино.

Когда Великий Немой заговорил"

В один из дней фестиваля к столетию выдающегося украинского кинорежиссера Виктора Ивченко был показан фильм "Гадюка" (1965г.) с Нинель Мышковой, Борисом Зайденбергом, Иваном Миколайчуком, Раисой Недашковской, Бориславом Брондуковым. Кстати, тоже отреставрированный в Центре Довженко. Виктор Ивченко был не только интересным режиссером, но и замечательным педагогом. И Нинель Мышкова, и Раиса Недашковская, и Иван Миколайчук, и Борислав Брондуков - его ученики.

Творчество Ивченко многогранно. Он создавал фильмы и в духе поэтического украинского кино: "Падающий иней", "Лiсова пiсня", "Иванна", и с не меньшим успехом снял популярную в свое время ленту "ЧП - чрезвычайное происшествие", и романтическую и вместе с тем трагическую "Гадюку" (сценарии к этим двум фильмам были написаны моим отцом Григорием Колтуновым, которому в сентябре этого года исполнилось бы 105 лет).

К сожалению, никого из создателей "Гадюки" и актеров, сыгравших главные роли, кроме Раисы Недашковской, уже нет в живых.

Раиса Степановна Недашковская выступала перед началом фильма. Она рассказала и о своей небольшой, но ключевой роли в "Гадюке", о работе с Виктором Илларионовичем Ивченко (она сыграла Мавку в его фильме "Лiсова пiчня"), и о нем, как о замечательном и заботливом педагоге.

Большая программа была посвящена недавно ушедшему из жизни великому артисту, народному артисту Украины Богдану Ступке. Из ста девяти - ста десяти фильмов, в которых сыграл Богдан Ступка, для ретроспективы были отобраны одиннадцать. Отобраны очень удачно. В подборку вошел и первый фильм Ступки "Белая птица с черной отметиной" (1970), и, практически, самый последний "Подпоручик Ромашов" (2012). Вошли фильмы, снятые не только в Украине, но и в России ("Водитель для Веры" и тот же "Подпоручик"), и в Польше ("Огнем и мечом"). В этих одиннадцати фильмах виден весь огромный диапазон таланта артиста.

Программа, посвященная Богдану Ступке, имеет точку пересечения с еще одним событием - юбилейным вечером лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, народной артистки Украины и России Ларисы Кадочниковой. Эта точка пересечения - фильм "Белая птица с черной отметиной", где артисты сыграли главные роли (Б. Ступка - Орест, Л. Кадочникова - Дана).

Благодаря нестандартной, как говорили, экзотической красоте Ларису Кадочникову считали актрисой украинского поэтического кино. Среди ее четырех десятков фильмов, кроме "Белой птицы...", такой божественно-прекрасный и самобытный фильм, как "Тени забытых предков" - кинопоэма о гуцульских Ромео и Джульетте Сергея Параджанова (по повести Михаила Коцюбинского).

Изумительные кадры фильма - это заслуга Юрия Ильенко. Уже как режиссер Ильенко снял Ларису (она была его женой) в своих лучших фильмах: в уже названной "Белой птице...", в лентах "Родник для жаждущих" и "Вечер на Ивана Купала" по Н. В. Гоголю.

Последний фильм и был выбран для показа на творческом вечере Ларисы Кадочниковой.

Шесть премьер другим в пример"

Историю украинского кино, как школьный курс истории, можно разбить на историю древнего мира, историю средних веков и новую историю. Новая история украинского кино была представлена в программе "Украинские премьеры".

Эта программа была составлена из шести фильмов.

"У каждого свой Чехов" - это пять рассказов Чехова, снятых пятью молодыми режиссерами, которые более или менее удачно перенесли проблемы чеховских героев в наше время.

"Колюня" - это художественно-документальная лента Александра Щелущенко о Николае Белоусе - выдающемся теоретике и практике современного искусства, о его пути из докеров к живописи.

Детектив Дмитрия Лактионова "Под прицелом любви".

Очень симпатичная лента "Мама, я летчика люблю" Александра Игнатуша.

"Пластилиновые мечты" Максима Мехеда. Это фильм, в котором предметом внимания оказывается детская психология, детская влюбленность во взрослого человека.

И уже не раз оказывающийся предметом обсуждения альманах "Украина, гудбай!", состоящий из 26 новелл.

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.