Номер 44 (940), 21.11.2008

ПОМОЛОДЕВШАЯ "МОЛОДОСТЬ"

В конце октября в Киеве состоялся вот уже 38-й международный кинофестиваль "МОЛОДОСТЬ". Снова гости из полуторадесятка стран. Снова конкурсные и внеконкурсные показы. Более 250 фильмов составили 22 программы. Снова кинематографисты, студенты творческих вузов и просто любители кино заполняют залы и фойе к/т "КИЕВ". Словом, все, вроде, повторяется. Но сам кинофестиваль, даже почти не меняя своего регламента, каждый раз запоминается мне другим. На этот раз у меня осталось ощущение, что фестиваль одновременно помолодел и повзрослел. Парадокс? Отнюдь. Просто состав конкурсантов этого года - совсем молодые юноши и девушки. (Напоминаю, "МОЛОДОСТЬ" - кинофестиваль дебютных фильмов, а дебют бывает и в 40 лет. Пример - фильм-призер 2003 г. "Старухи" Г. Сидорова). Но вместе с тем фестиваль повзрослел, если судить по самим фильмам, по профессионализму с которым они сняты, по проблемам, которые в них подняты. Одновременно хочется сказать, что "МОЛОДОСТЬ" не только помолодела, но и стала более "женственной". Судите сами. Из тридцати студенческих фильмов представлены девушками семнадцать. Из двенадцати полнометражных - восемь. Из них пять - призеры фестиваля в тех или иных номинациях. "БУДДА ВЗОРВАЛСЯ ОТ СТЫДА" Ханы Махмальбаф (Иран, гран-при, приз жюри киноклубов и диплом экуменического жюри и премия международной федерации кинопрессы FIPRESCI), "ПРОСТОЕ СЕРДЦЕ" Марион Лейн (Франция, диплом международного жюри и приз экуменического жюри), "СНЕГ" (Босния и Герцеговина) Аиды Бегич и "РИНГ" (Канада) Анаис Барбо-Лавалет (обе ленты отмечены дипломами жюри киноклубов) и, наконец, "ГИТАРА" Эми Редфорд (США, приз "Солнечный зайчик").

Последний из призов - это особенность нынешнего фестиваля. В этом году на МКФ "МОЛОДОСТЬ" на суд специального международного жюри была представлена параллельная программа - 23 фильма из конкурсных и внеконкурсных показов, так или иначе касающаяся гей-лесби темы. Правда, в фильме "ГИТАРА" (входившего в основную конкурсную программу) тема эта не доминирующая. Речь о молодой женщине, преодолевшей смертельную болезнь.

И еще одна особенность нынешней "МОЛОДОСТИ" - практически равновысокий уровень конкурсных фильмов. Вот и главный приз кинофестиваля "Скифский олень" жюри разделило между фильмами Ханы Махмальбаф "БУДДА ВЗОРВАЛСЯ ОТ СТЫДА" и российской картиной "ШУЛЬТЕС" Бакура Бакурадзе.

Назову еще три полнометражных фильма, которые произвели огромное впечатление как на жюри, так и на публику. Это сербский фильм "ГАДЕРСФИЛЬД" режиссера Ивана Живковича (приз за лучший игровой полнометражный фильм). Это французская лента "ВЕРСАЛЬ" Пьера Шолера (диплом международного жюри). Это увлекательная венгерская картина "СЛЕДОВАТЕЛЬ" Аттилы Гигора, главный герой которой, вернее актер, его сыгравший, Шолт АНГЕР получил приз имени Ива Монтана, вручаемый молодому актеру (или актрисе), признанному лучшим.

Приз зрительских симпатий был отдан короткометражному фильму "НЕ КЛАДИ ТРУБКУ!" французского режиссера Демьена Россино. Еще один короткометражный фильм швейцарца Тобиаса Ноеля "РЕНЕ" получил приз головного жюри. Лучшим студенческим фильмом жюри посчитало картину Илиана Метева "ГОЛЕШОВО" об умирающей болгарской деревне.

Не буду перечислять всех дипломантов фестиваля. Также не думаю, что есть смысл пересказывать содержание фильмов. Во- первых, есть надежда, что часть картин появится в прокате в Украине, или хотя бы в России (тогда есть шанс увидеть их по ТВ). Во-вторых, как обычно, в клубе "U-Синема" в к/т "Маски", состоится программа "По следам МКФ "МОЛОДОСТЬ". Но несколько слов сказать все же нужно.

Начну с того, что ни один "женский" фильм "женским" не назовешь. Показанные на фестивале ленты ничего общего с т. н. женскими романами не имеют. Четко прописанный сценарий, жесткая режиссура, точная камера. Разве что чуть большее внимание к деталям. И при этом полное отсутствие сантиментов. Скорее, сентиментальной я бы назвала картину Пьера Шолера "Версаль", где речь идет о маленьком мальчике, подброшенном мужчине, ведущему асоциальный образ жизни (его замечательно сыграл недавно ушедший из жизни Гийом Депардье). Хотя в картине Ханы Махмальбаф героиней тоже является ребенок - девочка, но здесь умиления зрителей ждать не приходится. Действие происходит в горах Афганистана, и хотя никаких смертей, никакого увечья, кроме душевного, на экране нет, но наиболее впечатлительным зрителям валидол может понадобиться. Однако фильм и потрясающая игра маленькой героини захватывают так, что от картины не оторваться. Картина "ШУЛЬТЕС" тоже не дает зрителям расслабиться. Сложная судьба героя фильма Леши Шультеса, забывшего свое прошлое и контактирующего с обществом только в качестве вора-карманника, все сложные подтексты и пласты фильма, выводят эту картину за рамки ожидаемого по такой фабуле экшна. На "Кинотавре-2008" "Шультес" завоевал главный приз.

Пересказать в двух словах содержание фильма "Гадерсфильд" невозможно. Герои фильма пытаются разобраться в прошлом. Но это приводит только к конфликтам. И оказывается, что истина доступна лишь психически нездоровому соседу главного героя, глядящему на мир незамутненными глазами ребенка.

И наконец, классика. Марион Лейн талантливо перевела на киноязык знаменитый роман Флобера "Простое сердце". На главную роль Феличите, женщины, которая щедро дарит свою любовь и преданность, Лейн пригласила знаменитую актрису Сандрин Боннер.

"Не клади трубку" - это фильм о том, как важно вовремя оказаться рядом с отчаявшимся человеком, пусть даже виртуально, благодаря мобильному телефону. Фильм "Рене" можно с успехом было бы назвать "Одиночество" - фильм об этом.

Я не назвала еще одного ставшего уже традиционным параллельного конкурса и его призера. Это конкурс 27 украинских фильмов 2007-2008 года, вошедших в Украинскую панораму. Лучшим из них была признана 64-минутная лента "КРЫЛЬЯ БАБОЧКИ". В ней 46-летний режиссер Александр Балагура, используя свои давние любительские фильмы, ищет в событиях прошлых лет те "вешки", которые предопределили сегодняшнюю жизнь и предсказывают будущее.

Особый интерес публики всегда вызывает открытие и закрытие фестиваля. Концертную программу обоих вечеров, так же, как год, назад обеспечил театр ДахаБраха Троицкого, знакомого одесситам по замечательному спектаклю "Украинский Декамерон" в Одесском украинском театре. Но надо сказать, что ни железные конструкции, изображающие бой Дон Кихота с мельницами на фоне кадров из "Александра Невского", ни клубы "дыма", наползающего на первые ряды в неотапливаемом Палаце "Украина", ни неразборчивое пение, вызывающее в памяти пушкинские строки из "Бесов": "Что так жалобно поют, домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?", словом, ничто из перечисленного не настраивало на праздник, которым должно стать открытие фестиваля. Что касается фильмов, то фильм открытия "Райские птицы" Романа Балаяна по сценарию Рустама Ибрагимбекова большинству показался скучным, крайне не понравился Олег Янковский, к тому же говоривший голосом Алексея Горбунова, многие сюжетные повороты немотивированны. И вообще, парящие в воздухе диссиденты, это притянутые за волосы ассоциации с "Полетами во сне и наяву". Кинофильм закрытия "Румба" Доминика Абеля, Фионы Гордон и Бруно Роми тоже принес разочарование. Нет, работа актеров, трюки, построение кадров были столь же блистательны, как в знаменитом призере 35-й "МОЛОДОСТИ" фильме "АЙСБЕРГ". Ну, может быть, чуть менее оригинальны. Но тема! Смешно обыгрывалось увечье двух в прошлом блестящих танцоров: партнерши, потерявшей ногу, и партнера, превратившегося в беспамятного идиота!

В этом году международное жюри возглавлял известный американский киноактер Арманд Ассанте ("Наполеон и Джозефина", "Одиссей" Кончаловского, "Судья Дред", "Рядовой Бенджамин", "Калифорнийская мечта" и др.). Среди других известных кинодеятелей в состав головного жюри вошла знаменитая актриса Алла Демидова. Интервью с Армандом Ассанте, Аллой Демидовой, Кристианом Вадимом (сыном Роже Вадима и Катрин Денев) и Алексеем Германом (младшим) будут публиковаться на страницах нашей газеты.

Обзор МКФ "МОЛОДОСТЬ"
Елены КОЛТУНОВОЙ.