Номер 44 (687), 14.11.2003
Эта строка из "Путешествия Онегина" общеизвестна... "Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал", читаем в "Пословицах русского народа" В. Даля. Сохранилась старинная литография "На Соборной площади". Налетела пыльная буря, превратив день в ночь. Едва видны фигуры людей, пытающихся спастись от самума. Словно перекати-поле в степи, носятся сорванные ветром головные уборы. Такие пыльные бури в первой половине прошлого века были в Одессе нередким явлением.
Неблагоустроенными мостовыми отличалась Южная Пальмира и позднее. "...Каждый божий день, писал посетивший наш город в 1861 году Н.А. Добролюбов, вы чувствуете на себе оседание тонкого каменного слоя: тяжелая пыль, поднятая ветром, не может держаться в воздухе и падает дождем, частым и ровным... Я полагал, что уже хуже пыли ничего не может быть, но мои приятели уверяли меня, что грязь еще хуже. Она имеет там какое-то липкое и всасывающее свойство, так что улицы превращаются в топи".
Действительно, грязь была еще большим бедствием. Даже в центре, на Дерибасовской, порой так глубоко застревали в грязи дрожки, что вытащить их могли только волы.
Вспомните пушкинские строки:
и в дрожках вол, рога склоня,
сменяет хилого коня.
Читая строки А.С. Пушкина о "ходулях", при помощи которых "пешеход по улице дерзает вброд", многие думают, что речь шла о местах с набитыми приступками. Но это не так. В Одессе продавались специальные высокие деревянные башмаки, именовавшиеся "ходулями", своеобразные "грязеходы". Но и они мало помогали. Невылазная грязь породила специальных носильщиков. Они выжидали на углах центральных улиц клиентов и переносили их на руках. При этом носильщики нередко погружались в грязь по пояс. За свой труд они получали 5-10 копеек в зависимости от глубины лужи.
От грязи и пыли больше всего страдали неимущие слои населения. "Одесский листок" писал:
Крез на даче ароматной
Забывает пыль и гнет.
А бедняк весь день,
понятно,
Пыль глотает, пыль клянет...
Попытка замостить центральные улицы была предпринята еще в 1823 году. Но местный ракушечник, использованный для этой цели, оказался непригодным. Он крошился и превращался в пыль.
Но уж дробит каменья молот,
И скоро звонкой мостовой
Покроется
спасенный город,
Как будто кованой броней...
Предсказание Александра Сергеевича сбылось не скоро. Благоустройству Одессы долгое время мешало отсутствие камня. Доставка его на судах, приходивших за зерном из Триеста, Генуи, Ливорно, Неаполя и других портов, не могла обеспечить потребности города: этого камня едва хватало для замощения приморских спусков и устройства тротуаров.
Была даже предпринята попытка обязать подводчиков доставлять на каждой прибывающей в Одессу подводе "по пуду камня, годного для мощения".
Пробовали мостить улицы торцами деревянными шашками. Но такие мостовые от сырости пучились. Не оправдало себя также применение щебня из камня-дикаря. Вымощенные им проезды приходилось часто ремонтировать.
Только в середине 60-х годов, когда в Одессу начали доставлять прибужский гранит, здесь появились первые прочные и удобные мостовые. До сих пор на некоторых улицах центральной части города сохранилась в первоначальном виде эта настилка из гранитных кубиков.
Слава об одесских мостовых и искусных рабочих-дорожниках разнеслась за пределы России. В американском кинофильме "В старом Чикаго" мэр города решает послать в Одессу своих дорожников, чтобы они поучились мастерству мощения.
Обращает на себя внимание небольшой участок мостовой Думской площади, выложенный светло-желтым клинкером. Этот искусственный камень высокой прочности изготовляется в форме кирпича из глины, обожженной до спекания. Как он появился в дореволюционной Одессе, замощенной преимущественно естественным камнем? В 1913 году по контракту с думой немецкая фирма в виде опыта выложила клинкером небольшой участок мостовой.
Когда выяснилось, что прочность и морозостойкость клинкера безукоризненны, было решено замостить им три улицы. Но началась мировая война, и договор был расторгнут.
Всего к 1917 году в Одессе замостили 2 миллиона квадратных метров 15 процентов тогдашних улиц.
Впервые в России асфальт уложили на Приморском бульваре. Ныне заасфальтированы сотни одесских улиц. Наряду с этим широко применены сборные цементно-бетонные покрытия проезжих частей. Тротуары теперь оделись красивой и разнообразной плиткой. К сожалению, еще многие и многие пешеходные участки нецентральных районов города не имееют никакого покрытия. Еще еще изжили себя строки А.С. Пушкина:
...В Одессе пыльной, я сказал.
Я б мог сказать: в
Одессе грязной
И тут бы, право, не солгал...
Несколько исторических фактов.
На Канатной улице весною и осенью стояло такое озеро, что весною во время перелета птиц одесские охотники стреляли там бекасов.
Молдаванка иногда по целым неделям прекращала сообщение с городом. Оно возобновлялось после сильных морозов, когда грязь замерзала. Глубоко завязшие в грязи телеги и экипажи, схваченные морозом, оставались на улице в продолжении всей зимы и только весною при оттепели могли быть освобождены из плена.
Во времена генерал-губернаторства графа А.Г. Строганова одесские улицы пребывали в самом безобразном состоянии, грязь и ухабы мешали движению экипажей, особенно в ночное время. Все жалобы по начальству оставались без последствий, а сам граф ложился спать рано. Местная аристократия задумала решить вопрос с помощью красавицы, к которой сам граф был неравнодушен. При первом же свидании дама томно сказала графу: "Наши улицы до того ужасны, что по вечерам опасно выезжать из дому". На что граф хладнокровно заметил: "Порядочные женщины, сударыня, по вечерам дома сидят!"
Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.