Номер 39 (1479), 17.10.2019
В трамвайных мастерских КП "Одесгорэлектротранс" продемонстрировали самый длинный трамвайный вагон в Украине — Odissey max. Что характерно — Odissey разработан и запатентован на предприятии в 2018 году.
Первый в истории города трехсекционный трамвай был собран всего за полтора месяца после поставки всех составляющих. Его длина — 30,8 метра, он вмещает 280 пассажиров, при наличии 62 сидячих мест.
Секции вагона соединены т. н. гармошкой, что делает трамвай достаточно маневренным и проходимым на всех участках и разворотных кольцах городских маршрутов. Средняя секция — низкопольная, что позволяет ездить пассажирам на колясках. Этот трамвай планируется выпустить во второй половине октября на маршрут № 26 "Старосенная площадь — 11-я станция Люстдорфской дороги".
Важно отметить, что появление такого трамвая — не случайная удача. Модернизация трамвайных вагонов началась в Одессе в 2016 году. Постепенно были отремонтированы трамвайные мастерские, снова собран коллектив профессионалов. Это позволило в прошлом году разработать собственную кабину трамвая, а имя Odissey ему выбрали сами одесситы.
Сегодня на городских трамвайных маршрутах уже работают 19 модернизированных вагонов. До конца года их число планируется увеличить до 25, из которых два будут трехсекционные Odissey max. Всего же на маршруты города выходит порядка 150 вагонов, что почти на 40 единиц больше, чем в 2016 году.
Принявший участие в презентации Геннадий Труханов подчеркнул, что внешний вид трамвая Odissey привлек чешских партнеров, которые высказали заинтересованность в выпуске на европейском рынке трамваев с аналогичной кабиной водителя. Городской голова отметил, что ведется работа над получением европейского кредита для приобретения 20 и новых многосекционных трамваев, а также обновлением трамвайного полотна на поселке Котовского.
Также в рамках проекта трамвайного сообщения "Север — Юг" обновляются наиболее изношенные участки трамвайного пути. Сейчас работы ведутся на Софиевской и спуске Маринеско. После завершения работ и запуска по этим улицам трамвайного сообщения будут начато обновление трамвайного полотна и реконструкция дорожного покрытия в Новощепном ряду. Вместе с тем отрабатывается движение электротранспорта строго по графику, обновляются остановки общественного транспорта, на узловых остановках устанавливаются электронные табло с указанием времени до прибытия трамвая или троллейбуса. На данный момент такие табло появились на Старосенной площади и возле вокзала. Кроме того, для удобства одесситов разработан портал transport-odessa.com.ua, благодаря которому можно в режиме реального времени отслеживать движение муниципального электротранспорта.
Особо Г. Труханов остановился на вопросе упорядочивания работы городских парковок. По его словам, местная власть занимается поиском инвесторов и мест для строительства т. н. перехватывающих парковок. На них можно оставить авто и передвигаться по центру города уже на муниципальном транспорте. Основная цель — ликвидировать практику парковки автомобилей на пути движения электротранспорта.
"В конечном результате муниципальный электротранспорт должен стать основным средством передвижения одесситов. Люди должны добираться на работу в чистом, удобном, красивом транспорте, который движется по графику", — считает городской голова.
В связи с появлением трехсекционного трамвая интересно напомнить, что полвека назад в Одессе уже практиковали нечто аналогичное. Об этом рассказано на сайте "Пассажирский транспорт".
В начале 1970-х самый популярный летний маршрут №5, идущий в Аркадию через Французский (тогда Пролетарский) бульвар, обслуживали старые советские трамваи КТМ-1 и КТМ-2. Но поскольку в них была малая вместимость, то одесситы создали два трехвагонных поезда. К стандартным составам из трамваев КТМ-1 в виде моторного и прицепного вагонов добавили еще по одному моторному вагону. Этот вагон находился в середине состава — между головным моторным и прицепным вагонами. Запустили их в 1971 году, но проработали эти составы всего четыре года. В 1975 году их списали за ненадобностью, ибо в Союз начали массово поступать более вместительные чешские "Татры". Сегодня об этих составах можно судить по фотографиям, которые в августе 1974 года сделал немецкий транспортник и путешественник Вольфганг Шрайнер. И лишь один из трамваев КТМ-1 сохранился до наших дней благодаря тому, что его переделали в служебный вагон-буксир. Сейчас он находится в Музее электротранспорта.