Номер 37 (1430), 19.10.2018

ДЕФИЦИТ ПОКРОЕТ ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ?

Недавно Министерство финансов провело анализ критической ситуации с выплатой заработной платы педагогическим работникам учреждений общего среднего образования.

Одна из причин такого положения, по мнению специалистов министерства, наличие малокомплектных школ, неэффективная и неоптимальная их сеть, в частности, избыточное содержание более пяти тысяч классов. Что приводит к удорожанию стоимости обучения одного ученика.

В письме, которое Минфин направил Ассоциации городов Украины (АГУ), приведен перечень ОТГ, где наблюдается самая высокая стоимость обучения одного школьника. Также в нем содержатся рекомендации местным органам власти по решению ситуации с дефицитом средств. При этом покрытие расходов должно проводиться за счет областного бюджета, а не бюджетов громад, в которых сформирована оптимальная сеть учебных заведений.

С таким подходом согласны независимые аналитики:

- Ассоциация городов Украины еще летом этого года аргументировала необходимость перераспределения городам и ОТГ средств из остатков образовательной субвенции именно из областных бюджетов, - отметила аналитик АГУ Людмила Мозговая. - Поэтому мы не одобрили перераспределение средств образовательной субвенции Черниговской области фактически на средства бюджетов ОТГ. Пострадали громады, которые обеспечили функционирование оптимальной сети учреждений образования. Надеемся, что позиция Минфина будет учтена, и в ближайшее время ситуация с выплатой заработных плат педагогическим работникам стабилизируется.

В Ассоциации напоминают, что все расходы, связанные с содержанием школ, детских садов, внешкольным образованием, государство переложило на местные бюджеты. Минфин считает, что основной причиной нехватки средств на образование является неэффективная сеть школ, низкая наполняемость классов. С этим можно согласиться только частично. Анализ показывает, что формула, на основании которой распределяются средства на образование, не учитывает целый ряд показателей, а именно:

- разделение классов на группы;

- контингент учащихся по состоянию на 5 сентября предшествующего плановому бюджетному году;

- количество педработников инклюзивно-ресурсных центров;

- количество работников, отнесенных к педагогическим (руководитель учреждения, его заместитель, практический психолог, социальный педагог, воспитатели групп продленного дня и т. п.).

Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы педагогам органы местного самоуправления направили на образование собственные средства местных бюджетов - вместо того чтобы выполнять работы, связанные с благоустройством населенных пунктов, ремонтом дорог, подготовкой к зиме и т. д. То есть, приходится финансировать государственные обязательства. Все эти проблемы остались в проекте бюджета на 2019 г. В АГУ надеются, что центральные органы власти прислушаются к предложениям органов местного самоуправления, и ко второму чтению проекта Государственного бюджета на 2019 г. эти недостатки будут устранены.