Номер 36 (1380), 29.09.2017
В советские времена многие одесситы каждое лето сетовали на "понаехавших"; дескать, забиты все пляжы, магазины и столовые, на Дерибасовской яблоку негде упасть...
Сегодня туристов ждут как манну небесную; это заработок для десятков тысяч местных. Да и городскому бюджету кое-что достается...
Пожалуй, никогда еще в нашем городе и области не уделяли столько внимания туристической отрасли (а это именно отрасль, в которую вовлечены миллионы людей и в которой "крутятся" миллиарды денежных единиц... Но и проблем у нее в нашем регионе тоже немало...
Что нужно делать для развития туризма в Одессе и области?
Какова в этом роль территориальных громад?
Как используется европейский опыт и как влияет евроинтеграция?
Откуда брать кадры для туристической отрасли?
Эти и другие темы мы обсуждали с одним из ведущих экспертов, председателем Ассоциации развития туризма в Одесской области Фазилем АСКЕРОВЫМ.
Нужна программа на десять лет вперед
- Многие из новосозданных объединенных территориальных громад (ОТГ) ищут источники пополнения своих бюджетов в привлечении туристов. В какой степени это может повлиять на развитие туристической отрасли?
- Прежде всего следует уяснить, что ни один, даже самый туристически привлекательный, регион не может развиваться на сто процентов самостоятельно. Поэтому децентрализация может быть эффективной с интересующей нас точки зрения только при наличии стратегического плана туристического развития области как минимум лет на 10 вперед. Тогда в этом едином плане каждая громада сможет найти свою туристическую привлекательность и начать вести переговоры по привлечению инвестиций. Только при наличии такого единого плана можно добиться того, чтобы громады не конкурировали между собой за туристов, а дополняли друг друга для повышения общей привлекательности нашей области и конкуренции на более глобальном уровне.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу пример.
Есть в нашей области три очень известных и привлекательных для туристов места: сама Одесса, Белгород-Днестровский с его легендарной крепостью и "украинская Венеция" - Вилково. Они сегодня не связаны между собой как туристический продукт. Между тем можно составить такой маршрут, чтобы туристы сначала посмотрели пару дней Одессу, потом переехали на день в Белгород-Днестровский, посетили крепость и центр культуры вина "Шабо", по хорошим дорогам отправились в Бессарабию, включая Вилково, уникальный национальный природный парк "Тузловские лиманы", города Болград и Измаил, а потом вернуться обратно морским путем.
Такие туры - это продукт объединения, который может конкурировать не только на национальном, но и на международном уровне.
Или возьмем два потенциально очень привлекательных объекта: национальные природные парки - Нижнеднестровский и "Тузловские лиманы". Сегодня они вообще не задействованы в региональном туризме: суммарно за год оба парка посетило порядка 500 туристов. Это же курам на смех! Аналогичные нацпарки в странах Евросоюза принимают сотни тысяч туристов в год, не говоря уже об Америке, где счет туристам идет на миллионы. И у нас эти объекты могли бы обслуживать, как минимум, десятки тысяч туристов. Вместо этого парки - такие себе заповедники браконьерства...
- То, о чем вы говорите, вроде бы лежит на поверхности. Да и примеров в Европе, той же Польше, Чехии, Румынии (сознательно беру только страны, сравнимые с Украиной), пруд пруди. Почему же у нас не пользуются такими возможностями?
- Все потому же: нет стратегического видения развития туризма в области с прицелом на 10-15-20 лет.
Простой пример: туристический бюджет всей Одесской области - четыре миллиона гривен, а за год наш регион принимает от трех до четырех миллионов туристов, и расходы по одной гривне на каждого гостя - это просто неприлично...
Между тем согласно исследованиям, создать рабочее место в сфере туризма в 3-4 раза дешевле, чем в любой другой сфере. И оно окупается в четыре раза быстрее, чем в промышленности. Рентабельность туризма гораздо выше, чем в любом другом бизнесе. Поэтому просто грешно не использовать такой потенциал...
В каждом районе можно придумывать свои события
- Хорошо, но кто именно должен этим заниматься? Государственная структура или, как сейчас модно, общественная?
- Я думаю, что областная программа должна разрабатываться на уровне облгосадминистрации, поскольку на первых порах для ее реализации потребуется определенное финансирование, а многие районы при предложении инвестировать в туризм (даже поездку на выставку), кричат, что у них нет денег на лампочки в школе.
В этой областной программе должно быть предусмотрено обучение глав райадминистраций, райсоветов, специалистов экономического блока райадминистраций, сельских голов, чтобы они поняли пользу туризма и что следует делать для его развития в своем районе или громаде. Это тоже должно решаться на уровне облгосадминистрации...
Но эта программа должна формироваться снизу вверх. Чтобы в ней были лучше и полнее учтены особенности каждой территории, возможности каждой громады.
К примеру, есть такое село Удобное, где много лет выращивают прекрасные персики. Почему бы там не проводить праздник День персика?!
Вот еще пример. Три года назад мы вместе с активистами и администрацией Беляевского района придумали несколько интересных туристических событий для региона, связанных с его особенностями. В Нерубайских катакомбах прошел фестиваль "Арт-катакомбы", который попал в список самых оригинальных фестивалей 2016 года. Следующим должен стать фестиваль "Где раки зимуют", тут могут быть представлены все села, которые расположены вокруг Маяк, с их продукцией - помидорами, квашеной капустой, салатным листом, солеными огурцами и, самое главное, раками.
Но в который раз нет денег для проведения такого же яркого события областного масштаба. В селах находят средства на празднование своих Дней, но они не представляют никакого интереса для туристов, а если поддержать их на уровне области финансово и организационно, то можно получить яркий и привлекательный продукт для туристов.
- Какой в этом плане видится вам роль объединенных громад?
- Первое - это подготовка планов, чтобы инвестору было интересно в этом регионе что-либо делать.
Второе - объединение своих участников, чтобы громада могла выходить единым маркетинговым продуктом на общеукраинский рынок.
Причем это может быть бизнес одновременно и туристический, и аграрный.
Опять-таки пример из опыта ЕС.
Многие жители Германии едут в Грецию не погулять, а на сбор апельсинов. И на продаже таких экотуров можно заработать больше, чем непосредственно на выращивании и продаже этих фруктов.
Так и к нам жители Киева, Харькова, других городов могли бы приезжать на сбор персиков, винограда, клубники...
Мы ничего нового в туризме, скорее всего, не придумаем. Но использовать наши возможности, чтобы создать качественный туристический продукт, мы должны.
- А какие европейские формы привлечения туристов можно использовать в Одесской области?
- На сегодняшний день объединенные громады могут выделять земли для туристических продуктов, могут выступать на туристических выставках, могут организовывать мероприятия, интересные для приезжих...
В Испании, во Франции, в Италии есть кластерная экономика: туризм вокруг отраслевых предприятий; у нас такое тоже возможно, хотя бы вокруг "Шабо", и этот шанс нужно использовать. Кластер винного туризма - это главная цель производителей вина и туристической отрасли.
Увы, но у нашего общества есть большая беда - неумение объединяться вокруг общей цели.
Евросоюз ничего не сделает за нас
- В Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС туризму посвящен целый раздел. Может ли это как-то подтолкнуть развитие туризма в Украине, нашем регионе?
- Евросоюз готов двигать нас в глобальных вопросах. Но, если мы не готовы двигаться в направлении развития регионального и сельского туризма, то никакой Евросоюз без нас и вместо нас ничего не сделает. Есть огромное количество таких проектов, которые ЕС готов финансировать; но опять-таки - совместно с громадами и администрациями. Если они не вложатся в проект, то ЕС ни копейки на него не даст, там готовы выделять средства только при условии софинансирования.
- Но потянут ли наши громады софинансирование таких серьезных проектов?
- Потянут! Просто нет смысла начинать с миллионных проектов. Достаточно начать с маленьких; если проект требует, скажем, 50 тысяч долларов инвестиций, то громаде нужно будет выделить хотя бы 5 тысяч: 10% - это минимальный уровень софинансирования, с какого ЕСовские программы начинают работать. Вот с таких проектов можно начинать, а дальше уже смотреть на экономическую целесообразность и так далее.
- Где кадры брать?
- Да, проблема кадров с каждым годом становится все острее...
С одной стороны, в Одессе целых пять вузов готовят специалистов в сфере туризма: ОНУ им. Мечникова, Экономический университет, Академия пищевых технологий, Экологический университет и МГУ. Они ежегодно выпускают сотни специалистов, но, как правило, оторванных от реальной туристической практики.
В европейских вузах приглашают вести занятия действующих практиков - управляющих отелями, шеф-поваров... В этом направлении пошли и у нас Академия пищевых технологий и Экономический университет. Но без наличия собственной базы все равно многие студенты познают свою специальность лишь на уровне теории. Экономическому университету, скажем, нужен свой отель, где студенты смогут проходить практику с самого "низа" до самого "верха"...
Пищевой академии нужен свой ресторан - так работает большинство учебных заведений в Австрии, во Франции, в Швейцарии. Там каждый вуз, готовящий специалистов для ресторанной или отельной сферы, имеет свой отель или ресторан, где студенты проходят практику.
Стратегическая цель - туристы из Европы
- Насколько вообще велик туристический потенциал оесского региона?
- При нормальном планировании и организации к 2020 году мы могли бы принять шесть миллионов туристов. К 2025-му можно говорить о восьми миллионах.
Однако нельзя просто взять и запланировать увеличение потока туристов на миллион в год. Ведь многие вопросы вообще следует решать на государственном уровне: увеличение количества поездов, авиарейсов, улучшение качества трасс...
Мы могли бы привлечь немало туристов из восточной Украины, но люди, которые раньше ездили в Крым, не приехали к нам, потому что им сюда очень сложно добраться. Из Харькова идут на Одессу, считайте, полтора поезда: один - ежедневный, второй - через день. Из Днепра - всего один поезд в день... А это регионы, где проживает более шести миллионов! И наверняка многие из них хотели бы лето провести в Одессе, но физически доехать не могут: дороги очень плохие.
Правда, в последний год на устройство дорог в нашей области выделена большая сумма, но ее надо грамотно использовать. Помнить, например, что туристически привлекательный регион не всегда находится на главной трассе. Иногда нужны отклонения в сторону на несколько километров - и это надо учитывать при разработке планов. И так далее...
В последние годы к нам все больше приезжают туристы из Белоруссии; планируем, что в следующем году их будет миллион. Но, опять-таки, нужно для их привлечения многое сделать: облегчить прохождение границы, чтобы люди не стояли там часами; обеспечить тот уровень безопасности, какой они имеют у себя на родине. Белорусы удивлены тем, насколько небезопасно в курортных регионах: говорят, что у нас мало видимых полицейских. Их и в самом деле должно быть больше, туристы должны чувствовать безопасность.
А наша стратегическая цель сейчас - это привлечение туристов из европейских стран. Балтия, Скандинавия - у стран этих регионов нет своего теплого моря, поэтому мы должны стать для них ближайшим теплым морем. Для чего нужен соответствующий уровень сервиса и "туристопроводов".
Мы можем и должны привлекать молодежь из Чехии, Словакии, Польши и Германии, где тоже нет своего теплого моря. Пенсионеры из этих регионов к нам, конечно, не поедут - они любят комфорт. Но молодежь готова жить не так комфортно: для них важна цена, важна свобода.
Вообще, Украина для Европы - terra incognita. Из миллиарда европейцев в Украине побывало где-то полпроцента. И, чтобы мы стали для них открытой зоной, мы должны, кроме всего прочего, участвовать в международных выставках. За последний год впервые на всех выставках - в Киеве, Кишиневе, Минске, Берлине, Китае, Азербайджане - Одесская область была представлена единым стендом. На следующий год планируются девять выставок, где будет представлена наша область.
Мы должны рекламировать и в Украине единый потенциал Одесской области - Сергеевку, Затоку, Приморское, Санжейку, Грибовку, Фонтанку. Мы должны рекламировать события, которыми Одесса славится: кинофестиваль, фестиваль классической музыки, который организует Алексей Ботвинов, концерты мировых "звезд" в Оперном театре. Нужно рекламировать Оперный не только как архитектурный объект, а как место грандиозных культурных мероприятий. Привлекать "звезд" мирового уровня не только в Одессу, но и для выступлений в Белгород-Днестровской крепости, в Затоке, Сергеевке... Есть и объекты, которые можно рекламировать через события с участием мировых "звезд". На выступлении Дэвида Гэтты на пляже в Бразилии собрались два миллиона зрителей.
Конечно, частный инвестор организацию такого рода фестивалей не потянет - поэтому власть должна сделать все, чтобы не только сохранить имеющиеся фестивали, но и создавать новые.
Какой-нибудь фестиваль рыбалки на Днестре тоже может привлечь несколько тысяч человек. Но опять-таки: инвесторы дают деньги только тогда, когда власть выступает в качестве соучредителя и соорганизатора.
И главное: туризм может стать не только одной из самых эффективных сфер деятельности, но и стимулятором развития всей экономики региона.
Просто надо любить туристов.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.