Номер 36 (729), 10.09.2004

КНИЖНАЯ ПОЛКА

СТРАСТИ ПО АЙЗЕНБЕРГУ

На интересные размышления натолкнула меня только что увидевшая свет книга Александра АЙЗЕНБЕРГА "СТРАСТИ". Я задумалась: какой вид искусства наиболее ярко может передать страсть? Живопись с ее образным рядом? Театр, кино? Нет, МУЗЫКА! Музыка, без которой те же театр и кинематограф не могут обойтись в момент кульминации.

Не так ли рассуждал и Александр Айзенберг, строя свою книгу по законам музыкальных произведений? Автор погружает своих читателей в мир истории и музыки. Вернее, даже цветомузыки, так как прошлое поворачивается к читателям гранями разных цветов. На эти грани – красную, синюю, белую, черную, зеленую – и на музыкальные формы – интродукцию, дивертисмент, Большой концерт (Conserto grosso), интерлюдию, заключительную каденцию, – разбита книга. И это не просто оригинальничание. Сам текст удивительно следует законам гармонии. Он то рассыпается на отдельные слова-нотки, то переходит в плавное анданте, то взрывается яростным крещендо.

Недаром свои исторические реминисценции Айзенберг предваряет таким наполненным страстью и в музыке, и в литературе произведением, как "Кармен" Бизе-Мериме.

По Айзенбергу, миром правит СТРАСТЬ. Художественные экскурсы в историю переносят читателя из Древней Греции в Японию, Рим, Египет, на Восток. Исторические ситуации прошлого и настоящего порой переплетаются, усиливая друг друга и подчеркивая свою общность, вечность. Иногда автор ограничивается только одной ключевой фразой, вызывающей аллюзию ("Над всем Олимпом безоблачное небо" ассоциируется с паролем начала Второй мировой войны – "Над всей Испанией безоблачное небо").

Как и в музыке, в новеллах Айзенберга часто звучат два голоса, параллельно ведущие свою тему, свою мелодию. И что еще интересно. Проза Айзенберга удивительно кинематографична. Его короткие фразы-"кадры" монтируются в целостный видеоряд буквально по законам кинематографа: повторы, наплывы, двойные экспозиции – все, как в кино.

Книга Александра Айзенберга интересна не только своей необычной формой (по крайней мере, я не встречала аналогов). Сами составляющие ее новеллы увлекательны. Показывая в необычном ракурсе исторические факты и персонажи, Айзенберг психологически выстраивает убедительную логическую цепочку событий. Яркий пример – это "двухголосье" Кармен и Хосе, нетрадиционно раскрывающее взгляд героев на их взаимоотношения, в итоге заканчивающиеся трагедией.

Внутренне полемизируя с Достоевским на тему "спасет ли мир красота или погубит страсть?", автор не чурается юмористического, а порой и сатирического взгляда на своих героев, на происходящие события.

У книги А. Айзенберга "Страсти" есть подзаголовок: "Голографические импровизации". Что ж, голография дала автору возможность заглянуть за горизонт истории, а импровизация для писателя и музыканта – это его душа и мысль в свободном полете.

Елена КОЛТУНОВА.