Номер 33 (1179), 6.09.2013
Взять музейную вещицу, сделать ее укрупненную и осовремененную реплику, поместить поближе к горожанам и туристам, абсолютное большинство которых сами в музеи - ни ногой... Современное искусство, оно ведь как Магомет, не ждущий, пока гора пойдет к нему. Нельзя сказать, что одесские музеи посещаются плохо, но туристы бывают в них чаще аборигенов, а это обидно. Люди, смотрите, что за сокровища сокрыты там, где не ступала ваша нога!
Итак, проект "Музей. Внутри и снаружи" Экспериментального центра современного искусства "Чайная фабрика" (совместно с Одесским муниципальным музеем личных коллекций имени А. В. Блещунова), заработал. В рамках проекта художники создали шесть арт-объектов, установленных в публичном пространстве Одессы: при входе в музей имени Блещунова, на автовокзале "Центральный", набережной дельфинария "Немо", железнодорожном вокзале, Куликовом поле, в сквере Пале-Рояль. Отправной точкой для создания арт-объектов послужили реальные экспонаты из собрания музея, отобранные зрителями и художниками - голосовали и лично, и на "фейсбучной" музейной странице.
Конечно, производство таких произведений требовало затрат. Напомним, что грант на реализацию проекта ЭЦСИ "Чайная фабрика" получил в рамках программы "Новое дыхание культуры: наследие, наполненное жизнью искусства". Авторы с гордостью установили свои произведения там, где они должны, по идее, стоять в неприкосновенности до 15 сентября.
Что же за арт-объекты предстали взорам горожан? Конечно, без веера не обойтись. Дом Блещунова славится своей коллекцией вееров. Что ж, огромный веер-объект "Личная коллекция" (авторы - Сергей Вуколов и Ольга Ланник) теперь украшает музейный фасад, отлично вписавшись в полукружие чугунных ворот во двор. Надпись "Твоя навеки" и несколько "фотографий на память" намекают на любвеобильность дамы, каждому из поклонников подарившей свой образ и в придачу нежные слова. Ну что ж, а кто сказал, будто чувства дамы были неискренни?
Другая нежная "женская" работа - "Железная леди" с часами в
руках, ожидающая своего любимого на скамейке у перрона
железнодорожного вокзала (авторы те же). Металлическое кружево
силуэта продиктовано изящным утренним платьем цвета слоновой
кости начала прошлого века. Поклонник оставил ей свои часы-
луковку, с которых она не сводит глаз...
На Куликовом поле несколькими днями ранее уже установили деревянный объект (между прочим, весом более 150 килограммов!) Максима TICTAC "Язык печатей" - реверанс в сторону сургуча, штемпелей, писем и открыток, процесса переписки, еще не упрощенного интернетом. Автор делает "блещуновцам" подсказку: было бы интересно устроить выставку оттисков со штемпелей, хранящихся в музейной коллекции! У автовокзала установили ярко раскрашенную вазу Анастасии Кирилиной "Остатки цивилизации", обнаруживающую родство с китайской вазой восемнадцатого века, гордостью музейного собрания.
В сквере Пале-Рояль поселился паучок (автор арт-объекта "Визитная карточка" - Сергей Вуколов), "сбежавший" со старинного зажима для визиток и разросшийся до внушительных размеров. У дельфинария "Немо" отныне стоит объект Майи Колесник под названием ODS, а прообразом этого футуристического мини-городка стала знаменитая ширма коромандельского лака, на реставрацию которой, кстати, музей мечтает обрести средства...
Каждое произведение снабжено табличкой, долженствующей указать любопытствующему путь в Дом Блещунова и ту самую "изюминку" экспозиции, вдохновившую авторов. Увы, не удалось осуществить еще один проект, композицию "Аэрофлай" в аэропорту - тамошнее начальство сочло опасным два белых крыла, которые планировалось разместить под потолком в зале прибытия. Не время, видимо, летать!
Так что воздушные ворота города остались без музейного экспоната. Ольга Ланник робко надеется, что хотя бы некоторые арт-объекты горожанам понравятся и будут удержаны в городской среде и после 15 сентября. В отличие от болезненно воспринимаемых одесситами проектов новых памятников тем или иным историческим лицам веера, паучки и штемпеля Одессу отнюдь не уродуют, даже украшают. Во всяком случае, кружевную "Железную леди" грех трогать с насиженного места...
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.