Номер 33 (676), 29.08.2003
КО ДНЮ ГОРОДА
Храм символ Дома Господа на земле, путь восхождения к духовному просветлению. Как маяки стояли они в XIX веке среди застройки необыкновенно зеленого города, каждый в своей парковой зоне.
Строили их и жертвовали на них люди разных верований, и никому даже в голову не приходила тогда мысль, почему архитекторами православных церквей являются католики или протестанты, а средства поступали от представителей разных национальностей, даже евреев.
Храмы, построенные итальянцем Расстрелли и его соплеменниками, полноправно вошли в православный мир. Это потом, на закате уже позапрошлого столетия, Бернардацци, Фраполли и Моранди в одесской церковной архитектуре сменят Дмитренко, Прокопович и Тодоров, работавшие в русско-византийском стиле.
Как красиво они стояли! Кафедральный собор на Соборной площади, Сретенская церковь на площади Нового рынка... Могучие были сооружения, неотъемлемая часть нашей истории. И не время разрушило их, не супостаты, явившиеся в ночи, ни стихийное бедствие. Взорвали те, кто гордо именовал себя строителями нового будущего. Взрывали камень, а в душах людей разверзались огромные рваные раны...
Благородную миссию воссоздания облика утраченных храмов Одессы выполняет дизайнер Александр Роальдович Степаненков.
Александр, что побудило вас заняться столь благостным и важным делом?
Когда выполнял рисунки архитектурных памятников города, то чувствовал необходимость поиска интересных ракурсов, хотелось ощутить сооружение пространственно. Так через графику пришел к макетированию, созданию "образа храма". Очевидно, здесь сыграло роль преподавание начертательной геометрии.
Начинал интуитивно. Конечно, сказалось мастерство, приобретенной в выполнении работ из бронзы, дерева, стекла... Первым макетом была реформаторская церковь на Пастера. Модель приобрел ее пастор. Потом посетившие город евангелисты-канадцы сняли фильм о церкви, работе над макетом, который после объездил всю страну кленового листа.
И вдруг узнаю, что настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игумения Серафима задумала создать при обители музей утраченных храмов Одессы...
Как протекает процесс макетирования?
Трудности возникают уже при сборе данных. Православные храмы города не систематизированы, архивный и библиотечный материал скуден, коллекционеры старых открыток не очень ими делятся... К тому же изначальное значение сохранившихся церквей трудно определить (они переделаны, лишены куполов...). Приходится беседовать с духовными деятелями, людьми, еще заставшими храмы до разрушения или перестройки.
Создание макета сродни строительству: разбиваются оси стен, выполняется каркас... и так до отделочных работ. Тут становишься и прорабом, и мастером, и рабочим всех специальностей, в т.ч. токарем, литейщиком, лепщиком, позолотчиком. При золочении и серебряном покрытии используется состав германской фирмы "Duta" точно такой, каким покрыт шар под крестом колокольни восстанавливаемого Спасо-Преображенского собора в натуре.
Естественно, что нужно имитировать каменную кладку, декоративную штукатурку, мрамор, живопись (здесь своим учителем почитаю Иеронима Босха, его смелые поиски в области колорита).
Какие применяются материалы?
Стараюсь максимально использовать натуральные: дерево, металл, бамбук (очень интересные он дает эффекты), стекло, бронзу, керамику... Они как бы хранят тепло рук. Пластмассу редко мертвый материал. Кресты отливаю из латуни. Проходят годы, латунь зеленеет, над ней вроде трудится время. Чем больше материалов, тем интереснее работа. Как художник-архитектор пользуюсь красками высокого качества, стойкими, не теряющими сочность цвета. Цвет, кстати, в храмах не случаен. Богородицкие церкви имеют голубую окраску, святительские золотистую, построенные в честь мучеников красную, а посвященные Троице, преподобным зеленую (салатную). Колонны, наличники, карнизы всегда белые.
Макеты каких храмов уже сделаны?
Спасо-Преображенского кафедрального собора (арх. Фраполли, заканчивал Тодоров), Архангело-Михайловского храма (арх. Торичелли), Вознесенской церкви (арх. Дмитренко), Сретенской церкви (арх. Торичелли), Припортовой церкви, стоявшей у подножия Гигантской (Потемкинской) лестницы (арх. Моранди), церкви Всех Святых на 1-м кладбище. Все 6 макетов заняли место в монастырском музее. Заканчиваю Петропавловскую крепость (арх. Боффо).
В моделях (все в масштабе 1:50) горит свет, звонят колокола. Впечатление идущей службы и необыкновенный эффект в интерьере здания Дома милосердия святой обители...
А у Мастера свои, новые планы, идеи. Хочется выполнить макет центра Одессы конца ее первого столетия, когда еще все храмы стояли в своей первозданной красоте (есть же, к примеру, Рим в миниатюре). Охотно бы сделал копию Киево-Печерской лавры...
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото:
Александр Степаненков у макета Спасо-Преображенского кафедрального собора;
макет Вознесенской (Мещанской) церкви, стоявшей на ул. Тираспольской (в уменьшенном размере воссоздана на Втором христианском кладбище);
макет Сретенской церкви (стояла на площади Нового рынка).