Номер 33 (676), 29.08.2003

КО ДНЮ ГОРОДА

ДОРОГА К ПОГИБШЕМУ ХРАМУ

Храм – символ Дома Господа на земле, путь восхождения к духовному просветлению. Как маяки стояли они в XIX веке среди застройки необыкновенно зеленого города, каждый в своей парковой зоне.

Строили их и жертвовали на них люди разных верований, и никому даже в голову не приходила тогда мысль, почему архитекторами православных церквей являются католики или протестанты, а средства поступали от представителей разных национальностей, даже евреев.

Храмы, построенные итальянцем Расстрелли и его соплеменниками, полноправно вошли в православный мир. Это потом, на закате уже позапрошлого столетия, Бернардацци, Фраполли и Моранди в одесской церковной архитектуре сменят Дмитренко, Прокопович и Тодоров, работавшие в русско-византийском стиле.

Как красиво они стояли! Кафедральный собор на Соборной площади, Сретенская церковь на площади Нового рынка... Могучие были сооружения, неотъемлемая часть нашей истории. И не время разрушило их, не супостаты, явившиеся в ночи, ни стихийное бедствие. Взорвали те, кто гордо именовал себя строителями нового будущего. Взрывали камень, а в душах людей разверзались огромные рваные раны...

Благородную миссию воссоздания облика утраченных храмов Одессы выполняет дизайнер Александр Роальдович Степаненков.

— Александр, что побудило вас заняться столь благостным и важным делом?

— Когда выполнял рисунки архитектурных памятников города, то чувствовал необходимость поиска интересных ракурсов, хотелось ощутить сооружение пространственно. Так через графику пришел к макетированию, созданию "образа храма". Очевидно, здесь сыграло роль преподавание начертательной геометрии.

Начинал интуитивно. Конечно, сказалось мастерство, приобретенной в выполнении работ из бронзы, дерева, стекла... Первым макетом была реформаторская церковь на Пастера. Модель приобрел ее пастор. Потом посетившие город евангелисты-канадцы сняли фильм о церкви, работе над макетом, который после объездил всю страну кленового листа.

И вдруг узнаю, что настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игумения Серафима задумала создать при обители музей утраченных храмов Одессы...

— Как протекает процесс макетирования?

— Трудности возникают уже при сборе данных. Православные храмы города не систематизированы, архивный и библиотечный материал скуден, коллекционеры старых открыток не очень ими делятся... К тому же изначальное значение сохранившихся церквей трудно определить (они переделаны, лишены куполов...). Приходится беседовать с духовными деятелями, людьми, еще заставшими храмы до разрушения или перестройки.

Создание макета сродни строительству: разбиваются оси стен, выполняется каркас... и так до отделочных работ. Тут становишься и прорабом, и мастером, и рабочим всех специальностей, в т.ч. токарем, литейщиком, лепщиком, позолотчиком. При золочении и серебряном покрытии используется состав германской фирмы "Duta" – точно такой, каким покрыт шар под крестом колокольни восстанавливаемого Спасо-Преображенского собора в натуре.

Естественно, что нужно имитировать каменную кладку, декоративную штукатурку, мрамор, живопись (здесь своим учителем почитаю Иеронима Босха, его смелые поиски в области колорита).

— Какие применяются материалы?

— Стараюсь максимально использовать натуральные: дерево, металл, бамбук (очень интересные он дает эффекты), стекло, бронзу, керамику... Они как бы хранят тепло рук. Пластмассу редко – мертвый материал. Кресты отливаю из латуни. Проходят годы, латунь зеленеет, над ней вроде трудится время. Чем больше материалов, тем интереснее работа. Как художник-архитектор пользуюсь красками высокого качества, стойкими, не теряющими сочность цвета. Цвет, кстати, в храмах не случаен. Богородицкие церкви имеют голубую окраску, святительские – золотистую, построенные в честь мучеников – красную, а посвященные Троице, преподобным – зеленую (салатную). Колонны, наличники, карнизы всегда белые.

— Макеты каких храмов уже сделаны?

— Спасо-Преображенского кафедрального собора (арх. Фраполли, заканчивал Тодоров), Архангело-Михайловского храма (арх. Торичелли), Вознесенской церкви (арх. Дмитренко), Сретенской церкви (арх. Торичелли), Припортовой церкви, стоявшей у подножия Гигантской (Потемкинской) лестницы (арх. Моранди), церкви Всех Святых на 1-м кладбище. Все 6 макетов заняли место в монастырском музее. Заканчиваю Петропавловскую крепость (арх. Боффо).

В моделях (все в масштабе 1:50) горит свет, звонят колокола. Впечатление идущей службы и необыкновенный эффект в интерьере здания Дома милосердия святой обители...

А у Мастера свои, новые планы, идеи. Хочется выполнить макет центра Одессы конца ее первого столетия, когда еще все храмы стояли в своей первозданной красоте (есть же, к примеру, Рим в миниатюре). Охотно бы сделал копию Киево-Печерской лавры...

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На фото:

Александр Степаненков у макета Спасо-Преображенского кафедрального собора;

макет Вознесенской (Мещанской) церкви, стоявшей на ул. Тираспольской (в уменьшенном размере воссоздана на Втором христианском кладбище);

макет Сретенской церкви (стояла на площади Нового рынка).