Номер 25 (1557), 2.09.2021

КАК ГАДЖЕТЫ НА МОЗГ ВЛИЯЮТ

Человек тупеет, даже если смартфон, находящийся рядом, выключен. К такому выводу пришли ученые, заставив людей решать задачки в присутствии их любимых гаджетов.

Распространение смартфонов разительно меняет жизнь их владельцев. Смартфон в руках связывает нас со всем миром, позволяет смотреть прогноз погоды и котировки акций, не покидая постели, помогает постоянно быть на связи с родными и друзьями, развлекает и заставляет привыкать к себе. Смартфон прочно вошел в нашу жизнь и потому сам давно стал объектом внимания со стороны ученых.

Исследования показали, что в среднем пользователь смартфона обращается к нему до 85 раз за сутки, 91 % респондентов уверяют, что вообще не выходят из дома без своих гаджетов, а 46 % — что не могут без них жить.


Ученые из Университета Техаса в Остине решили экспериментально выяснить, как привязанность к смартфонам влияет на мыслительные способности человека. "Мы должны выяснить, как зависимость от этих девайсов влияет на нашу способность думать и работать за пределами экрана", — пояснили ученые. Профессор Эдриан Уорд с коллегами провели масштабные эксперименты, в которых участвовали около 800 пользователей смартфонов, в основном, студенты.

Исследователи хотели выяснить, как присутствие привычных гаджетов воздействует на способность человека к выполнению различных заданий, даже если он его не использует. В одном из экспериментов участников, сидевших перед мониторами компьютеров, просили выполнять серию заданий, которые требовали полной концентрации.

Целью тестов было измерить когнитивные способности человека — в частности, способность мозга удерживать и обрабатывать информацию в определенный момент времени. Перед началом эксперимента всем участникам было велено поставить свои гаджеты на бесшумный режим и положить их либо на стол экраном вниз, либо в сумку или карман, либо отнести в другую комнату.

Анализ результатов показал, что те, кто отнес телефоны в другое помещение, выполнили задания значительно лучше, чем участники, державшие гаджеты на столе, и немного лучше тех, кто держал их в кармане или сумке.

Опыт показал, что даже присутствие смартфона в поле зрения человека снижает его когнитивные способности и воздействует на работу мозга, несмотря на то, что человек уверен, что полностью сконцентрирован на выполнении задания. "Мы видим линейную зависимость, которая указывает, что смартфон становится более заметным, а когнитивные способности участников снижаются, — пояснил Уорд. — Ваше сознание не думает о вашем смартфоне, однако этот процесс, требующий не думать о чем-то определенном, отнимает часть ваших умственных ресурсов. Это утечка мозгов".

В другом эксперименте все участники сначала заполнили анкеты, по результатам которых можно судить об их собственном ощущении зависимости от смартфона в повседневной жизни. Затем они выполнили схожие с первым экспериментом задания, также выключив их телефоны, положив их на стол, в карман или оставив в другой комнате.

Эксперимент показал, что хуже всего с заданием справлялись те студенты, которые наиболее зависимы от гаджетов.

Однако не всегда — а только в тех случаях, когда телефоны лежали перед глазами или в карманах. Ученые обнаружили, кроме того, что на выполнение заданий не влияет, был ли включен телефон и лежал ли он экраном вниз или вверх.

"Речь не идет о том, что участников отвлекали приходящие сообщения, — пояснил Уорд. — Простого присутствия смартфона достаточно для того, чтобы снизить их умственные способности".

На результативность выполнения заданий влияет сам факт нахождения телефона в поле зрения, он снижает способность сфокусироваться, поскольку мозг постоянно думает о том, чтобы не отвлечься на него.

Выводы ученых неутешительны — в присутствии телефона человек поистине слегка тупеет. "Поскольку смартфоны так распространены, их влияние, описанное в наших экспериментах, воздействует в широком ряду повседневных обстоятельств: на работе, при посещении занятий, просмотре фильмов, ужине с друзьями, чтении книг и так далее", — заключают ученые. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of the Association for Consumer Research.