Номер 22 (1511), 30.07.2020
Продолжаем раскрывать тайны легендарной встречи команд КВН Одессы и Баку, которая состоялась полвека назад в финале Кубка чемпионов Клуба Веселых и Находчивых Центрального телевидения (сезон 1969-70 гг.). Начало см. "Порто-франко" от 16 июля с. г.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, В КОТОРОЙ "ЖЕНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ" ТВОРИТ ЧУДЕСА
"КВН станет наукой. Потому что у них одна дорога.
Наука идет на производство, а КВН — оттуда"
(Из приветствия).
Первым соперником одесситов была команда города Фрязино. Этот небольшой подмосковный городок с количеством жителей чуть более 60 тысяч, был буквально нашпигован разными НИИ, немалая часть которых работала на оборону. Так что интеллектуалов там хватало.
Борис Пиастро: "Это был золотой генофонд СССР. А "физик" в отличие от "лирика" всегда нуждался в некотором расслаблении, отдыхе от цифр и исследовательских работ. Эту отдушину, приложение в области эмоций, мы и искали в капустниках, СТЭМах, юморинах".
Фрязинские КВНщики отличались тем, что в качестве приветствия показывали уморительно смешные фильмы, благодаря чему и стали чемпионами в сезоне 1964-65 гг. Но с тех пор прошло почти пять лет, и команда серьезно изменилась. Фильмы по-прежнему были смешными и вызывали восторг, но на большее фрязинцев образца 1969-70 не хватило. Так что игра для одесской команды сложилась относительно легко. Зато с лихвой было волнений перед игрой.
Валентин Крапива: "Я уезжал из Одессы уже будучи простуженным. В поезде мне кто-то сказал, что если болит горло, лучше всего съесть лимон. Я послушался и потерял голос. А я был главным "трубочистом" — вроде Корифея в древнегреческом Хоре. Найти замену за пару дней было практически нереально. Возникла ситуация, когда стоял вопрос, что, может быть, вообще придется отменить игру. Привезли врачей. Те вынесли вердикт: голос вернется, но должно пройти время".
Петр Тодоровский |
Семен Лившин: "Официальная медицина в лице местной фельдшерки признала себя бессильной. И тогда за дело взялась женская общественность..."
Валентин Крапива: "Света Семенова, будущая жена Маслякова, а тогда еще помощник режиссера у Беллы Сергеевой, начала ездить ко мне в гостиницу и поить травками..."
Семен Лившин: "Еще не один человек в мире не потреблял одновременно столько малинового конфитюра, меда, аспирина и такого гадкого питья, что даже латинское название не могло его улучшить... Народная медицина сделала чудо: за сутки до матча к Крапиве вернулся голос".
Не менее серьезным испытанием стало сражение с... собственными болельщиками, которые правдами или неправдами стремились попасть в Телетеатр на игру. Оборону держал технический директор команды Анатолий Зубовский, который с терпением йога пояснял страждущим, что все 150 билетов, выделенные одесситам, розданы тем болельщикам, которые предусмотрительно подали заявки еще две недели назад, а то и раньше. Такая "закалка" пригодилась А. Зубовскому в будущем, когда он занимал видные должности в одесских учреждениях культуры.
Зато радовали команду заочные болельщики. Буквально перед выходом на сцену Валерию Хаиту вручили телеграмму: "Поздравляем успехов творчества желаем побольше юмора глубоких тем желаем выиграть вам КВН Болградский ваш РК ЛКСМУ". Однако больше всего поразила телеграмма из Фрязино: "Болiємо за вас перший секретар мiському комсомолу Зуєв".
Фрязинцы и сами понимали, что их время ушло. Фильм традиционно сорвал аплодисменты, но в остальном игра шла "в одни ворота". Уже на старте одесситы выиграли три очка в конкурсе "Приветствие" (случай доселе в КВНе небывалый) и с каждым очередным конкурсом разрыв увеличивался. Дух соперничества в этой встрече начисто отсутствовал, обе команды играли в свое удовольствие. Но это не означало, конечно, что спустя рукава. Выкладывались по полной. За кулисами Ольга Мелешко и Надежда Гайдук (будущая жена М. Жванецкого) стояли с чайником холодной воды, чтобы ребята могли "сполоснуть горло" или "остудить голову". Героем встречи стал Юрий Волович, блестяще выступивший сразу в четырех конкурсах. А произнесенная им фраза "Пахло духами!" тут же была подхвачена всей страной — от мала до велика.
На следующий день команды встретились снова. И в столь же дружеской атмосфере смотрели такую диковинку, как видеозапись встречи, которая транслировалась по системе "Орбита" для районов Средней Азии, Крайнего Севера и Дальнего Востока (ввиду разницы во времени в этих регионах прямая трансляция выпадала на ночное время). Наконец-то дальневосточные болельщики могли услышать адресованное им приветствие: "Гуд монинг, жители Владивостока, которые учат английский язык во сне!"
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ, В КОТОРОЙ ИДЕТ РЕЧЬ О ПОМОЩНИКАХ КОМАНДЫ
"Особое место в КВНе занимают костюмы на "Приветствие".
Потому что они показывают, чего стоит команда"
(Из приветствия).
Михаил Водяной |
Если на команды столиц союзных республик работали ресурсы всей республики, то одесситы могли полагаться только лишь на возможности своего города. Зато город не подкачал. Своей команде помогали все — кто чем мог. Производственники — материалами, тканями, конструкциями. Люди искусства — идеями, советами. Среди добрых друзей команды самые разные люди — журналист Александр Шнайдер, режиссеры Наум Квитко, Мария Каменецкая, Владимир Бортко, Петр Тодоровский, актер Михаил Водяной... "Капитаном" болельщиков команды вызвалась стать Неля Харченко — первая женщина-диктор Одесского телевидения, пользовавшаяся в городе фантастической популярностью.
Но особое место среди помощников занимала Лидия Всеволодовна Гладкая, секретарь Одесского обкома партии по идеологии — как ни странно это звучит сегодня, когда не принято говорить добрые слова о партработниках, тем более, об "идеологах". Но — правда есть правда. Лидия Всеволодовна вообще была "белой вороной" в партийных органах. Будучи до конца своих дней (а прожила она 91 год) убежденной коммунисткой, она ценила таланты в любом их проявлении. Что касается КВН, то она не вмешивалась в сценарии, в лучшем случае позволяла себе высказать о них собственное мнение, и с этим мнением считались вовсе не по чину, а потому что оно шло от глубоко заинтересованного и доброжелательного человека. Л. Гладкая взяла, по существу, на себя заботу о, так сказать, материально-технической части: звонила директорам заводов, если нужны были какие-нибудь материалы или заказы, помогала освободить от работы или занятий, когда нужно было ехать в Москву, договаривалась о репетиционных базах и т. д.
Нелли Харченко |
Из беседы с Лидией Гладкой:
" — Одесские КВНщики "первого призыва" рассказывали мне, что вы им много помогали...
— В основном, я им не мешала... Ребята знали, что у них есть надежный тыл. Мы старались облегчить материальную сторону дела, тогда ведь спонсоров не было, приходилось уговаривать директоров предприятий — помочь с реквизитом, с костюмами, с освобождением от работы. Письма писали: обком партии просит и т. п. Ребятам надо было где-то репетировать, и я договорилась с руководством ЧМП: команда под видом спортсменов жила на стадионе, их даже кормили.
— Но ведь были просмотры, обсуждения...
— Ребята сами приходили показывать, советоваться. Они знали, что приходят к друзьям. Мои коллеги в обкоме сперва надо мной хихикали, а я отвечала: "Это только кажется, что КВН — несерьезное занятие, но он поднимает престиж города. Уж если Одесса ничем другим не может похвастать, так пусть прославится юмором, интеллектом".
Но вот что интересно: на следующий день после финальной встречи пришел ко мне комиссар милиции Гайдамака: "Объявляю вам благодарность от имени одесской милиции! За весь вечер — ни одного преступления, ни одного случая хулиганства. Давайте побольше таких передач"...
А когда Хаит выиграл конкурс капитанов у Левинтона, эту победу обсуждали даже на бюро обкома. Я тогда воспользовалась случаем и рассказала, в каких ужасных условиях живет Валерий. И ему предоставили двухкомнатную квартиру".
Владимир Бортко |
Лидия Всеволодовна по просьбе ребят помогла им найти режиссера для постановки приветствия "трубочистов" на открытие сезона. Помочь согласился Владимир Бортко, главный режиссер Русского театра. Он предлагал немало интересных вещей, но неожиданно оказалось, что даже приемы театрального "капустника" не "монтируются" с КВНовскими текстами.
Валентин Крапива: "Когда это обнаружилось, мы начали переделывать его постановку. Через три или четыре репетиции Бортко честно сказал: "Я вам не нужен. Но если нужно прикрыться моим именем, пользуйтесь!"
Аналогичная история случилась с другим известным режиссером — Петром Тодоровским. Но отказавшись ставить "приветствие" (по той же причине, что и В. Бортко), он очень помог в подготовке "домашнего задания" к игре с Фрязино.
Анатолий Мамонт-Завьялов |
А точнее всех специфику КВН уловил куда более скромный по званиям, титулам и степени известности режиссер Одесского телевидения Анатолий Мамонт-Завьялов: дважды в самых ответственных поединках его приглашали для постановки "приветствия" и дважды одесситы эти конкурсы выигрывали...
Отдельная тема — КВН и Михаил Жванецкий.
Долгое время бытовало убеждение, будто именно Жванецкому принадлежит львиная доля текстов одесской команды. На самом же деле все обстояло с точностью до наоборот.
Валентин Крапива: "Жванецкий действительно совершенно искренне пытался нам помочь.
Мы его не звали, он пришел сам вместе с Ромой Карцевым и Витей Ильченко. Предложил нам несколько сцен для домашнего задания. Что-то мы взяли, вставили в "домашнее задание". Прочитав же наш текст, он заявил категорически: "Это очень слабо, вы проиграете". Поехал с нами на полуфинал, сидел в зале. А потом пришел и честно признался: "Я ничего не понимаю в этом жанре. Все, что не должно было "стрельнуть", все "стреляло" и попадало "в яблочко". А один из лучших моих монологов, который всегда прекрасно проходит в концертах, — тут никак...".
Комментирует Леонид Сущенко (один из первых одесских КВНщиков): "Надо понимать, что КВН начинался под девизом: "Физики шутят". Выходили на сцену представители интеллектуальной элиты, которые, кроме того, что умели расщеплять атом, еще и обладали изрядным чувством юмора. Юмора интеллектуального, научного, элитарного, я бы сказал, "кандидатского" (от звания "кандидат наук"). Никогда этот юмор не был сценичным, он оставался юмором, симпозиумов, кулуаров, студентов... А у Жванецкого, при всех его особенностях, юмор литературный. И когда его сочинения исполняли не совсем профессиональные актеры, этот юмор попросту "не доходил"".
Впрочем, команда, где в авторскую группу входили Юрий Волович, Валентин Крапива, Леонид Сущенко, Юрий Макаров, Семен Лившин, Валерий Хаит и др., вряд ли так уж нуждалась в посторонней помощи. Хотя любую форму поддержки принимали с благодарностью.
Валентин Крапива: "Важен был сам факт, что известные, популярные люди по своей инициативе хотят нам помочь. Они создавали атмосферу вокруг команды. Своим вниманием они как бы сигнализировали: раз КВН поднимает авторитет Одессы на всесоюзном уровне, то давайте будем его поддерживать. Как-то я пригласил Михаила Водяного, попросил его показать, как надо обращаться с цилиндром. Он продемонстрировал несколько трюков. Вот и вся его помощь. Но то, что к нам пришел "сам" Водяной, невероятно популярный артист, что он за нас болеет — это было психологически очень важно".
(Продолжение следует.)
Подготовил Александр ГАЛЯС.