Номер 20 (867), 1.06.2007
Но если по вечерам захаживать на спектакли Одесского театрального лицея, о скуке придется забыть. Особенно в тех случаях, когда лицеисты играют Гоголя. Получается у них это здорово! Одесса, как минимум, причастна к личности Николая Васильевича Гоголя, два раза приезжавшего сюда и жившего здесь подолгу. К сожалению, дома, где он бывал, сегодня ветшают. Особенно дом номер 11 по улице Гоголя, выкупленный американской фирмой несколько лет назад с непонятной целью.
"Здание разрушается, крысы уже уничтожили в нем практически весь паркет, но есть еще возможность восстановить интерьеры гоголевских времен, чтобы открыть музей-квартиру Гоголя", - утверждает краевед Валерий Петрович Нетребский. По его словам, здание продавалось с явными нарушениями законодательства и его можно вернуть городу, спасти. Дело хорошее, ведь европейские города привлекают туристов отнюдь не развалинами с копошащимися в них крысами, а ухоженной стариной.
Одно дело - хранить память о пребывании писателя в нашем городе (тут и карты в руки нашим городским чиновникам от культуры и туризма), другое - интерпретировать гоголевские произведения. Это сложно. Это дано не многим. Гоголя ставят в наших театрах с различным успехом. Сегодня на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра идет отмеченный критикой и фестивальными наградами гоголевский "Ревизор" в постановке Юрия Одинокого. Спектакль живой. Озорной, парадоксальный. В русской драме - мюзикл "Вий", поставленный Георгием Ковтуном, который вызывает массу недоумения и вопросов, даже по ходу сюжета - чудовище Вий оказывается казацким сотником, что весьма задевает чувства потомков славного казачества. И вот новое событие. Театральный лицей поставил Гоголя - "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Ребята из театрального лицея работают (впрочем, как и всегда) на редкость профессионально, хотя справедливости ради надо признать, что главные роли доверены отнюдь не новичкам. Практически выпускникам: Евгений Баль играет Ивана Ивановича, Андрей Беседа - Ивана Никифоровича. Но что поделаешь, уж очень ответственные роли, а новички пусть играют рядом с ними и подтягиваются до их уровня. Если честно, по ходу репетиций предполагались некоторые дебюты, однако, видимо, время еще для них не пришло...
Слов нет, как хорош Женя Баль, то есть Иван Иванович. Ну просто "настоящий гусак"! Не случайно на его накидке-свитке этот самый гусак изображен, что не мешает громко возмущаться, когда Иван Никифорович в сердцах бранит своего друга и соседа "гусаком". А сам Иван Никифорович далеко не гусак, он - настоящий казак, о чем свидетельствуют необъятные шаровары и воинственный вид. Собираясь на "ассамблею" к городничему, Иван Никифорович наряжается с особым старанием, и даже прилаживает себе на шею пустую портретную раму, чтобы подчеркнуть значимость своей персоны.
Весьма талантливый Дима Сокольский, новая "звездочка" театрального лицея, играет городничего Петра Федоровича, хромающего из-за ранения в "баталии". Вике Довженко досталась роль бурой свиньи, нахально съевшей важную "грамоту" (этот эпизод вызывает в зале гомерический смех, ведь документ сделан из вкусного теста, которое актриса с большим удовольствием уписывает за обе щеки). Облаченные в белые вышитые сорочки лицеисты произносят гоголевский текст по-русски (переводить Гоголя на украинский - полнейший нонсенс), их головные уборы украшены бутафорскими плодами щедрой украинской природы, но лучше всего их яркое, свободное существование на сцене, речь, пластика, передающие характеры персонажей, дух времени, а также вечное обаяние великой литературы...
Анатолий Иванович Падука, руководитель лицея, режиссер и актер, прекрасно ощутил и передал абсурдность жизни в сонном Миргороде, который у Гоголя становится метафорой Украины. В спектакле Анатолия Падуки нет явных намеков на конкретные персоналии либо ситуации сегодняшнего дня, но и без того все узнаваемо. Во время сцен забавных судебных разбирательств герои разворачивают немыслимо длинные свитки с перечислением своих обид и претензий к другой стороне. И знаменитое финальное "Скучно на этом свете, господа!" оттеняется общим весельем "миргородского общества". Такая трактовка вовсе не противоречит авторскому тексту, ведь гоголевский грустный смех остается в душе как исполнителей, так и зрителей. Хочется надеяться, что спектакль будет показан как можно большее количество раз, и его посмотрит как можно больше зрителей. А еще хочется в одесский музей Гоголя, где в особой витрине по праву будут красоваться фотографии со сценами из лицейского спектакля.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.