Номер 18 (1312), 20.05.2016
В Соглашении об ассоциации между Украиной и Евросоюзом подчеркивается важность сотрудничества в сфере морской политики. Это сотрудничество включает в себя обмен информацией, лучшими практиками, опытом, инновационными технологиями, в том числе, в рамках международных морских форумов. Для Одессы, "морской столицы Украины", такое сотрудничество имеет особо важное значение.
"СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА" - НА ПРАКТИКЕ
Уже несколько лет в трех портах нашего региона - Одесском, Южном и Черноморском (Ильичевском) - по примеру европейских коллег используется опыт "свободной практики", а именно: погрузочно-разгрузочные операции выполняются сразу после швартовки судна, вне зависимости от сроков прибытия на борт представителей контролирующих инстанций.
В диспетчерской порта "Южный" на рабочей панели расположены несколько окон мониторов. Работают спутниковая система отслеживания судов, камеры видеонаблюдения за акваторией порта, с помощью которых можно видеть, как проходят швартовые операции. На экране выведен список заходов судов, где указано ориентировочное время подхода.
- За 24 часа до подхода судна в порт агент вносит документы в систему для рассмотрения контролирующими органами, - объясняет диспетчер Александр Ковалюк. - Время подачи тоже фиксируется. Не позднее чем за два часа до подхода судна контролирующий орган должен вынести свое решение, которое высвечивается в виде значков определенного цвета. Желтый - говорит о том, что служба будет проводить проверку на борту, причем обязательно должна быть указана причина вынесения такого решения, чтобы можно было мониторить ситуацию. Синий значок - документ отправляется на доработку с указанием, какую информацию должен предоставить агент. Зеленый - судну предоставлена "свободная практика".
Заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков утверждает, что в скором времени опыт указанных выше трех портов будет внедрен и во всех других портах страны. Также предусмотрен ряд других нововведений для оптимизации оформления судов, грузов и пассажиров. Все это сделает наши порты более конкурентоспособными.
Информационная система по европейскому образцу внедряется и в Николаевском порту.
- В европейских портах достаточно послать по интернету письмо с информацией о себе, чтобы получить пропуск в порт, - сравнивает руководитель порта Александр Попов. - Мы внедряем новые технологии для современной диспетчеризации, чтобы убрать бюрократию и автоматизировать управление.
Зарекомендовал себя эффективной работой европейский терминал, где от бумажного декларирования перешли к электронному, устранив очереди на таможне.
- Благодаря процедуре электронного декларирования практически полностью исключается контакт инспектора и декларанта, - отмечает заместитель начальника таможенного поста "Одесса-порт" Южной таможни Виктор Ткаченко, - что позволяет искоренить коррупцию.
Внедрять новые технологии одесситам помогают европейские эксперты.
- То, что я вижу в Одессе, оцениваю положительно, - прокомментировал специалист по таможенным вопросам из Великобритании Колин Гэйзли. - Наблюдается прогресс в проведении реформ портовыми службами. Законодательство приведено в соответствие с лучшими европейскими стандартами. Декларации обрабатываются автоматически. Это является индикатором того, что таможня начинает работать в соответствии с европейскими стандартами.
ВСЕ РЕШАЮТ ОБРАЗОВАННЫЕ КАДРЫ
Вряд ли нуждается в доказательствах утверждение о том, что одним из "китов", на которых стоит экономика, является образование. По мнению президента ALDE Group Нидерландского Комитета регионов Баса Феркера, перспективы развития любой отрасли или региона, равно как и страны в целом, зависят от взаимодействия властей, бизнеса и системы образования. Первыми в Украине такую модель начали разрабатывать и внедрять вузы морского профиля. Так, в этом году Одесский национальный морской университет (ОНМУ) осваивает германско-украинскую программу в области логистики. Координатором проекта под акронимом GUMLog с немецкой стороны является университет Бремена, а финансирует программу фонд DAAD, который специализируется на сотрудничестве со странами Восточной Европы в области науки и образования.
- Одной из основных целей проекта является совместная разработка учебных планов и создание магистерской программы по логистике в соответствии с особенностями морской и сельскохозяйственной отраслей экономики Украины, - отметил ректор ОНМУ Сергей Руденко, - а также текущим состоянием ее транспортной системы и уровнем использования логистики.
- Немецкие коллеги довольно высоко оценивают потенциал Одесской области, - сообщил заведующий кафедрой "Менеджмент и маркетинг на морском транспорте" Михаил Постан. - Три глубоководных порта, хорошие урожаи зерновых заинтересовали не только ученых, но и ряд немецких бизнес-структур, которые хотят наладить более тесное сотрудничество со своими коллегами. Они считают, что в будущем Украина со своими знаменитыми черноземами вполне может стать одной из главных житниц Европы.
Особое внимание немецкие транспортники обратили на возможности украинских грузопассажирских паромных переправ, которыми оперирует судоходная компания "Укрферри". По их мнению, основанном на эффективной работе паромов на Балтике, этот вид перевозок на Черном море ожидает большое будущее. И именно украинские паромы могут стать движущей силой в возрождении национального судоходства.
Большое внимание уделяется подготовке будущих кадров в области логистики. Профессор Бременского университета Ганс-Дитрих Хаазис отмечает важность обмена студентами и профессурой между университетами, участвующими в проекте. Это позволит инициировать подготовку украинских магистров в области логистики на основе современных европейских стандартов.
- Результаты проекта, рассчитанного на три года, должны внести значительный вклад в развитие регионов в соответствии со "Стратегией устойчивого развития "Украина-2020", - подчеркнул профессор М. Постан. - Совместный проект консорциума интересен также тем, что он предполагает постоянное участие в нем разных учреждений и институтов из академической среды, сферы логистического бизнеса и представителей региональной администрации. Мы надеемся на то, что эта программа положит начало созданию долгосрочной украинско-германской сети междисциплинарных экспертов в области транспорта и логистики.
РЕШЕНИЯ ПО ПУНКТАМ СОГЛАШЕНИЯ
Четвертый Одесский международный форум "Образование, подготовка и трудоустройство моряков", прошедший в выставочном комплексе Одесского морского торгового порта, показал, насколько заинтересованы европейские судовладельцы в качественном образовании украинских моряков. Они помогают оснащать учебные центры современным оборудованием, делятся своими наработками.
- Украина входит в пятерку мировых лидеров по подготовке офицеров морского флота, - говорит ректор Национального университета "Одесская морская академия" (НУ "ОМА") Михаил Миюсов. - Система подготовки и дипломирования моряков приведена в полное соответствие с требованиями мировой Конвенции. Программы подготовки специалистов в нашем университете аккредитованы Морским институтом Великобритании (NI) и Институтом морской техники, науки и технологий (IMarEST).
Система подготовки моряков также одобрена Международной морской организацией (IMO) и Европейской ассоциацией по безопасности на море (EMSA), что позволяет выпускникам НУ ОМА работать в различных иностранных компаниях, в том числе, на судах под флагами стран Европейского Союза. Так, в 2015 году более 900 курсантов университета прошли плавательную практику на судах 130 компаний мира.
В рамках форума состоялась международная конференция "Образование, тренинги, крюинг", которая собрала более 180 делегатов из разных стран. Выступая на ней, заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков обрисовал ситуацию в образовании и подготовке моряков, сообщив, что сегодня происходит оптимизация процедур и повышение прозрачности процесса.
Своим опытом в сфере безопасности поделились ведущие специалисты в сфере морской индустрии.
Куба Жеманский, генеральный секретарь Inter Manager, провел анализ несения вахты моряками, оценив уровень усталости и утомляемости. Франческо Гаржиуло, руководитель офиса научного центра IMEC, оценил систему рисков и условия, которые создаются для моряков в рейсе. А также рассказал, на чем базируется калькуляция зарплаты моряка.
Практически все доклады касались человеческого фактора на флоте и были направлены на улучшение системы безопасности.
Учитывая важность качественной подготовки украинских моряков для мирового судовождения, Международный совет морских работодателей при поддержке Профсоюза работников морского транспорта Украины презентовал НУ "ОМА" полномасштабный тренажер машинного отделения компании Kongsberg.
- В последние годы мы уделяем особое внимание украинским морякам, - отметил Франческо Гаржиуло. - Украина находится в тройке ведущих стран по подготовке и трудоустройству моряков. В этом году мы инвестировали большое количество средств в Одессу и Херсон, чтобы улучшить подготовку моряков. И надеюсь, что это создаст условия для профессионального обучения и морского образования Украины, а также даст нам возможность и в будущем нанимать на работу ваших хорошо подготовленных специалистов.
Тренажер машинного отделения воспроизводит рабочую обстановку на судне. Курсанты обучаются профессии на ситуациях, максимально приближенных к действительности. На этом тренажере также будут проходить обучение моряки, повышая квалификацию. В презентации тренажера также принял участие глобальный директор "V.Ships" Андри Кук, отметив, что Украина поставляет наиболее квалифицированных моряков, в которых заинтересована компания. Поэтому фирма ежегодно инвестирует средства в морское образование Украины.
По словам Игоря Сафина, директора госпредприятия "Вишипс Украина", которое является лидером по количеству трудоустроенных моряков (до 7500 в год), главное, что позволяет украинским морякам рассчитывать на успех, это профессиональные знания и умения, свободное владение английским языком, а также ответственность. Причем все это следует формировать как можно раньше. С этой целью компания проводит кадетскую программу; из 500 кадетов, которые прошли плавпрактику в прошлом году, 176 вернулись в компанию офицерами.
Исполнительный секретарь Морского института Великобритании Филипп Вейк отметил, что украинские моряки имеют репутацию профессионалов и надежных исполнителей. У них, как правило, отличная базовая подготовка.
Украшением выставки-форума стало представление стенда экипажа ладьи "Анны Ярославны".
- Наша задача - привлечь внимание широкой публики к международному морскому фестивалю во французском Бресте, куда отправится наша делегация на судне, которое представляет собой копию древней ладьи, - сказала организатор проекта Елена Астрахович. - Мы хотим восстановить историческую память, ведь Анна Ярославна - одна из тех, кто еще в древние времена объединял украинскую и европейскую традиции и культуры.
Стоит отметить, что международный форум "Образование, подготовка, трудоустройство моряков" в этом году посетили более 30 тысяч человек, получив необходимые сведения для продолжения образования, прохождения практики и поиска работы.
Из Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Раздел "Морская политика":
"Принимая во внимание сотрудничество в сферах рыболовства, транспорта, охраны окружающей среды и в других политиках, в том числе морской, Стороны также будут развивать сотрудничество по интегрированной морской политике, в частности:
a) продвижение интегрированного подхода к морским делам, надлежащего управления и обмена лучшими практиками использования морского пространства;
b) создание рамок решения противоречий между конкурирующими видами деятельности человека и управления их влиянием на морскую окружающую среду путем поддержки планирования морского пространства как инструмента, который способствует улучшению процесса принятия решений;
c) поддержка устойчивого развития прибрежных регионов и морской промышленности как двигателя экономического роста и занятости, в том числе путем обмена передовым опытом;
d) поддержка стратегических альянсов между отраслями морской промышленности, службами, научными институтами, которые специализируются на морских и морехозяйственных исследованиях, включая создание межотраслевых морехозяйственных кластеров;
e) приложение усилий для улучшения морской безопасности и мер безопасности на море, совершенствование трансграничного и межотраслевого морского надзора, направленного на решение растущих рисков, вызванных интенсивным морским движением, рабочими выбросами судов, несчастными случаями на море и незаконной деятельностью, основываясь на опыте Координационного и информационного центра в Бургасе;
f) установление регулярного диалога и содействие различным сетям между заинтересованными сторонами".
Подготовили Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.
Фото Инны ИЩУК.