Номер 18 (1115), 18.05.2012
После некоторых проволочек, носящих политико-юридический характер, на экраны украинских кинотеатров вышел российский фильм "Матч", в основе которого - культивируемая еще с военных времен легенда о поединке футболистов киевского "Динамо" и команды гитлеровских люфтваффе в оккупированной столице Украины. Согласно этой легенде наши спортсмены отказались проиграть оккупантам, за что и были расстреляны. В советскую версию истории Второй мировой войны этот поединок вошел как "матч смерти".
Но не случайно бытует в отечественном фольклоре шутка (в которой, как известно, только доля шутки) о том, что у нас невозможно предсказать не только будущее, но и прошлое. Так и здесь: за последние два десятилетия появились немалое количество статей и даже несколько книг, развенчивающих легенду о "матче смерти" на основе документов из отечественных и немецких архивов. Что, впрочем, не помешало авторам данной картины, проигнорировав исторические факты, вернуться к советской версии, полвека назад уже запечатленной в картине "Третий тайм". Хотя, конечно, новое время не могло не сказаться на новой версии старой легенды.
А новизна "Матча" (по сравнению хотя бы с тем же "Третьим таймом") заключается во включении в сюжетную схему "третьей силы". Если в советской версии наши спортсмены противостояли фашистам, то в версии российских кинематографистов в качестве врагов выведены и украинские националисты. Более того, им уделено куда больше внимания, чем фашистам, и выглядят они (за редчайшими исключениями) намного омерзительней, чем даже бойцы вермахта.
Это-то и стало причиной скандала, отодвинувшего сроки выхода картины на украинские киноэкраны.
Однако оставим пока что историко-политические мотивы и поговорим о художественной стороне скандального фильма. Ибо, как известно, скандал - дело приходящее, а истинное творчество вечно.
Скажу сразу, что в целом "Матч" производит впечатление. Фабула выстроена достаточно грамотно, авторы знают, где надо "пропедалировать" чувства, и не стесняются использовать отработанные приемы. А некоторые сцены (как исход евреев к Бабьему Яру) способны взволновать даже достаточно искушенного зрителя. Так что коммерческий успех картины с восьмимиллионным (в долларах, разумеется) бюджетом - кажется вполне реальным.
Чего не скажешь, увы, о художественном. Ибо в том, что касается не массовых сцен, а индивидуальных характеристик героев, режиссура демонстрирует откровенную слабость. Актеры фактически предоставлены сами себе, им ничего не остается, как повторять приемы из своих прежних ролей. И в первую очередь это касается как раз самых звездных исполнителей - Сергея Безрукова и Елизаветы Боярской, которые уже в третий раз изображают любовную пару. И снова - не слишком убедительно. Глядя на то, как они играют в этой картине, поневоле думаешь, что эти звезды либо просто устали от беспрерывных съемок, либо... их актерское мастерство оставляет желать лучшего. Первое касается, в основном, Безрукова, а второе - Боярскую, которая всю картину не более чем "хлопочет лицом".
Не исключено, впрочем, что творческая составляющая находится для создателей "Матча" на втором плане, а главное для них - это политическое высказывание, актуальное в свете нынешних российско-украинских отношений. И скандал в Украине был просчитан. Ибо, конечно же, никакая власть в нашей стране не могла не отреагировать на то, как показана роль украинцев в катастрофе Бабьего Яра.
А теперь вернемся к историко-политической составляющей, тем более, что именно она повлияла на творческую сторону "Матча". В этой своей части фильм откровенно лжив.
Начнем с того, что в оккупированном Киеве т. н. украинские националисты не играли сколь-либо заметной роли. (Более того, они, скорее, боролись против фашистов, чем помогали им). Характерный факт: после прихода советских войск не был репрессирован ни один из игроков команды "Рух", которая в "Матче" показана как сборище оголтелых "националюг". В отличие, между прочим, от участников т. н. "матча смерти", семеро из которых были награждены советскими медалями, а четверо объявлены предателями и оказались в "местах не столь отдаленных".
И противостоявшая киевлянам команда немецких зенитчиков "Флакельф" вовсе не была такой уж могучей. Она состояла из любителей, к тому же довольно-таки "возрастных", и относительно неплохой для нее результат "матча смерти" (3:5) объясняется, по всей видимости, тем, что немцы были усилены киевским игроком Комаровым, к тому же наши футболисты после разгрома в первом матче (5:1) были настроены достаточно благодушно.
Факты эти (равно как и другие, опровергающие советскую легенду) известны достаточно хорошо, чтобы авторы "Матча" могли отделаться от политических упреков ссылками на незнание. Тем печальнее, что снова, как и в известные времена, искусство становится заложником политических страстей и амбиций. Что никак не идет на пользу даже политике.
Константин РИТИКОВ.