Номер 16 (961), 30.04.2009
Так отреагировал на новую книгу "Одессеи одного археолога" один из первых ее читателей. Впрочем, не он один.
Кому-то претит перечисление мужских побед автора, а их было немало, как и у каждого красивого одесского мужчины, тем более входившего в свое время по красоте в первую десятку по городу (очевидцы утверждают, фото обвиняет, а упомянутые дамы с текстом до публикации ознакомлены и не возражают, им даже приятно, что о них вспомнили).
Кто-то принципиально не приемлет так называемую "Новую Хронологию", переворачивающую все понятия об исторической науке, в то время как автор видит в ней рациональное зерно.
Есть и такие, кто принципиально не согласен с описанием своей личности и поступков - но ведь мемуары отражают в первую очередь субъективное восприятие того, кто их пишет. В них нельзя видеть набор фактов...
"Возмутительную" книгу подготовил к своему шестидесятилетию доктор исторических наук, профессор Южноукраинского педагогического университета имени К. Д. Ушинского Андрей Добролюбский. Это история влюбленного в Одессу одессита, который прошел определенную жизненную одиссею. Археологам по долгу службы приходится много странствовать, копая курганы и прочие могилы, хотя интересные находки, как убеждает опыт самого Андрея Олеговича, можно сделать даже на клумбе перед Одесской оперой или на Приморском бульваре, который представляет собой не что иное, как археологический Клондайк.
Логично было бы издать книгу в Южной Пальмире, но ученикам профессора Добролюбского захотелось выпустить ее в Пальмире Северной, в Петербурге, роскошным подарочным изданием. С этим городом ученого также связывает немало воспоминаний. В 1970-х наш Одессей-Одиссей находился здесь на стажировке, а вечера проводил в БДТ, даже пару раз выпивал после спектаклей с Олегом Басилашвили. Теперь считает, что в одесских театрах ему уже нечего делать - все впечатления получены, портить вкус незачем.
Любимейший ученик Андрея Олеговича Андрей Красножон
расшифровал диктофонную запись бесед со своим учителем на
темы его личной, научной, повседневной и социальной жизни.
А как это все разделить? Целостная личность и
позиционирует себя целостно, свободно и откровенно. Не
всегда стесняясь в выражениях - книга для взрослых все-
таки!
"Одессея" - это и мемуары, и роман-стенограмма, и развернутое эпическое жизнеописание. Гомер от своей "Одиссеи" одолжил форму, книга состоит из 24 песен. Есть и другие литературные ассоциации, например, с Джованни Боккаччо и Маргаритой Наваррской.
Уникальные зарисовки советского быта (кто сейчас знает, что такое "Лидия Эс" или "ликер шасси"?), воспоминания о семейных корнях (Андрей Добролюбский является профессором в третьем поколении), перипетии закулисья деятельности научных работников (вот где сюжеты, конфликты, драмы!) перемежаются в книге интереснейшими умозаключениями автора в области истории. Кроме прочего, это хорошее чтиво, в процессе которого понимаешь: автор пишет, как говорит, да он, собственно, и отвечает на вопросы редактора- собеседника.
"Если говорить о том оружии, которое я даю своим
врагам, то меня это просто мало занимает. Не так их уже и
много, большинство почило в бозе. Поколения сменились,
меня уже знают лишь как скандалиста и хулигана, копающего
без открытого листа и плюющего на Институт археологии.
Впрочем, большинство моих читателей и сторонников
воспринимают эту деятельность чуть ли не как культурный
подвиг. А доверие читателя я намерен завоевать своей
искренностью и чистотой помыслов", - говорится в конце
этой для кого-то "возмутительной", а для всех без
исключения увлекательной книги.
Виолетта СКЛЯР.
Фото из архива
Андрея ДОБРОЛЮБСКОГО.