Номер 15 (1210), 25.04.2014
Спектакль "Ехать надо" "Театра на Нежинской" уже завоевал признание зрителей. Новая постановка Юрия Бликова "Жил-был двор" продолжила тему Одессы 1970-х.
Главные герои спектакля - жители коммуналки, которые прекрасно сосуществуют вместе. - Вареники с картошкой и вишней отдельно - вкусно, - говорит старый еврей Либман, интеллигент в 25-м поколении (Игорь Тильтиков). - Но если вместе, это получится настоящий халоймес. Так и в коммуналке. И все же мне нравится этот халоймес.
С первых фраз сценического действия зритель погружается в насыщенную атмосферу одесских слов и выражений. Это как артподготовка одессизмами, много текста, слов больше, чем мыслей. Кажется, что автор поставил задачу использовать весь одесский словарь, уместив их в двухчасовом спектакле. Пусть сейчас в Одессе так не говорят. Но, во-первых, мы говорим о 1970-х. А, во-вторых, это художественное воплощение образа одесского двора.
В спектакле играют актеры, хорошо знакомые с темой. Кира Бликова с детства живет в одесском дворе. И не представляет, как можно жить где-нибудь еще.
Сергей Олех, как он признался, в коммуналку попал в юности.
- Девушка пригласила меня к себе домой. "Завари чай", - сказала она мне, отлучившись с кухни. Я достал из буфета чашки, чай.
- Что ты делаешь? - с удивлением спросила она меня, вернувшись. - Это же не наши чай и чашки. И достала чайные принадлежности уже из своего буфета.
Сергей Олех вспоминает, что, когда приходил к друзьям, то нужно было минут 20 идти по коридорам коммуналки, чтобы попасть в нужную комнату. Но то - большие коммуналки. А в спектакле речь идет о малой.
Сюжет постановки прост. Жители коммуналки, узнав, что дом идет под снос из-за строительства трассы, пытаются всеми силами сохранить свое жилье. Для этого в яму, раскопанную сотрудником ЖЭКа Васгеном, который в понедельник - электрик, а по выходным - официант, кидают черепки горшков. Якобы место историческое, дорогу строить нельзя.
Одесситы пытаются решить все вопросы, неизменно острословя и шутя, от чего зал постоянно взрывается смехом. Причем шутки разного калибра, есть и тонкий юмор, и ниже пояса - все идет в ход. Мама - гинеколог (Елена Головина), папа - инженер (Сергей Nлех). Дочка Римочка (Кира Бликова) - будущая студентка, о поступлении которой мама "уже договорилась", но заставляет учить экзамены, "чтобы не стыдно было". Спектакль оживляет лирическая линия взаимоотношений Римочки и Коси, который ревнует ее к прибывшему студенту Мише, который за два дня проживания в коммуналке у дяди Либмана стал одесским Моней.
Благодаря студентам консерватории Игорю Онищенко, Рафаэлю Сариксьяну, Александру Олтянову спектакль получил свежее дыхание. Молодежь во второй части буквально дает жару, заводя зал своими горячими разборками. И при этом исполняет музыкальные номера мощными консерваторскими голосами. Правда, в драматической постановке это выглядит несколько выбивающимся из общего стиля.
- Мы решили сделать эксперимент на стыке разных направлений, - объяснил режиссер Юрий Бликов. - Спектакль поставлен по канонам классического - с юмором, шутками, фарсом. Музыка стилизована под рок 1970-х. Текст сделан в размере классических песен. Своей постановкой мы хотели показать, что Одесса во все времена остается единой, несмотря на многонациональность, разностильность, оставаясь благожелательным, хлебосольным городом. А что получилось - судить зрителю.
Инна ИЩУК.