Номер 15 (960), 24.04.2009
Во Всемирном клубе одесситов состоялся авторский вечер известного актера и поэта Александра Краснопольского.
Коренной одессит, он получил актерское образование в знаменитой московской "Щепке", вернулся в родной город, успешно работал, причем одно время даже в двух театрах, русской драме и музкомедии. Вместе с коллегой Львом Котляром в трудном девяносто пятом переехал в Нью-Йорк, где сперва основал русский клуб "Канотье", а затем театр "Блинком". В Штатах актер оказался востребованным, а его литературный дар позволяет сочинять тексты для "капустников", комедийных постановок, выпускать поэтические сборники. Шальная лихорадка творчества, воспетая им в одном из стихотворений, очень даже ему свойственна...
Третья книга Александра Краснопольского под названием "Новые витражи", оформленная цветными офортами Давида Беккера, составлена как раз по витражному принципу. Разделы составлены из небольших, но ярких стеклышек стихотворений, как бы оказавшихся на просвете под лучами солнца. В данном случае роль небесного светила исполняет актерская душа...
Александр читал стихи, как вошедшие в книгу, так и ожидающие еще публикации:
- Свои стихи бесплатно читаю по бумажке, хватит и того, что много лет заучивал наизусть чужие тексты за деньги! - пошутил артист.
Стихи оказались посвященными не только родному городу, но и парадоксальному театральному бытию ("Труп Гамлета вновь принял вид мужчины и Гильденстерна угостил пивком"). Порой автор выглядит заправским философом: "В цирке жизни все та же программа, лишь артистов меняют пока". Александр Краснопольский и Лев Котляр основали театральные премии имени Лии Буговой и Ивана Твердохлиба, которые лично вручают лучшим одесским актерам каждый год 27 марта, в Международный день театра. И уже хотя бы потому, что в Америке появилась возможность учреждать премии, достойно существовать со своими семьями, актеры не жалеют об отъезде.
Александр, рассказывая о своей нынешней жизни, поведал интересную вещь: оказывается, сегодня в Америке чуть ли не модно быть русским. На русском языке издаются газеты, журналы, поэтические альманахи, книги. Американские дети изучают в школах русский язык как иностранный. Выставки или гастрольные спектакли с постсоветского пространства вызывают стабильный интерес. Да и сами эмигранты больше не стараются забыть родную речь: освоившись в новом мире, став американцами, они сохраняют себя.
Думаю, под строками Александра Краснопольского "я хочу, чтоб в далеком две тысячи сотом мой праправнук прочел пару строчек моих" подписались бы многие одесские поэты. Добавлю, что в качестве актера наш герой тоже будет вспомянут потомками. Сегодня Александр гордится, что ему посчастливилось исполнить уже две роли великого Соломона Михоэлса - Шимеле Сорокера и Тевье-молочника. А сколько еще впереди! Жаль, конечно, что одесская сцена потеряла фактурного, колоритного мастера в лице Краснопольского. Но Одесса его не потеряла, пока он продолжает возвращаться, заботясь об оставленных коллегах, писать стихи, посвященные одесскому детству...
Виолетта СКЛЯР.