Номер 13 (1502), 28.05.2020
Михаил Рыбак. Записки фоторепортёра
Продолжаем публикацию материалов из архива заслуженного журналиста Украины Михаила Рыбака.
Мы приурочили их к 90-летнему юбилею мастера.
Сегодня — всё о море.
Было время, когда пассажирский флот Черноморского пароходства был самым многочисленным в одной из самых мощных в мире морских держав — Советском Союзе.
До середины 60-х годов самыми крупными и комфортабельными пассажирскими лайнерами были переданные нашей стране по репарациям после победы над Германией дизель-электроход "Россия" (бывший "Патриа"), теплоход "Победа" (бывший "Иберия") и пароход "Адмирал Нахимов" ("Берлин"). Остальные "пассажиры" и по тоннажности, вместимости пассажиров, комфорту были против тех трёх лайнеров "малышами". Это были теплоходы одной серии типа "Аджарии", "Армении", "Латвии", "Литвы" (их называли теплоходами-республиками) и, наконец, "Феликса Дзержинского", на капитанском мостике которого был опытный моряк Михаил Иванович Григор. В отличие от многих своих коллег, Григор стал капитаном уже в зрелом возрасте, ибо до этого прошёл войну. Но корабли и море стали делом всей его жизни. Капитан Григор был не только прекрасным судоводителем, но и всегда интересовался вопросами судостроения, всем, от чего зависит и внешний вид, плавучесть, скорость и надёжность корабля.
Перед отправкой на судоверфь прибалтийского порта Висмар в Германской Демократической Республике, где Министерство морского флота СССР заказало серию новых пассажирских теплоходов, Михаил Иванович всесторонне продумал и начертил свой оптимальный вариант конфигурации корпуса и трубы корабля, который хотел бы увидеть, а к тому времени уже было решено, что капитаном первого "пассажира" новой серии назначен именно он. По его проекту корпус корабля был сравнительно вытянутым в длину, и немецкие судостроители с таким решением согласились. Так что, корпуса и трубы пяти строящихся "пассажиров" рождались в Висмаре по проекту одессита Григора.
Первым был спущен на воду теплоход "Иван Франко", и осенью 1964 года капитан Григор привёл его в Одесский порт.
Морского вокзала тогда не было, но был удобный П-образный причал во всем известной Крымской гавани. К верхней "перекладине" П-образного причала и ошвартовался лагом 130-метровый корпус "Ивана Франко". Мне тогда удалось в числе первых посетителей одновременно с вездесущими пограничниками подняться на борт и первым делом взять интервью у капитана Григора в его просторной каюте.
Через какое-то время пассажирский флот Черноморского пароходства пополнили теплоходы новой ("писательской") серии — "Тарас Шевченко" и "Шота Руставели", а "Михаил Лермонтов" и "Александр Пушкин" пополнили флот Балтийского пароходства и получили прописку в Ленинграде. В отличие от "пассажиров" всех стран, корпуса "писательской" серии были окрашены не в белый, а в чёрный цвет. И только в середине 80-х годов их покрыли белой краской. Так что флотилия капитана Григора уже и по внешнему виду смотрелась как пассажирская.
Во время первой встречи с капитаном Григором в каюте (вернее, в капитанском салоне) "Ивана Франко" я обратил внимание на макеты парусников, разместившихся на полочке, закреплённой под прямым углом к огромному столу. Тогда-то я узнал, что Михаил Иванович уже не первый год собирает парусники из наборов конструкторов, которые приобретает в иностранных портах. Будучи впоследствии в его квартире, имел удовольствие ознакомиться с огромной "флотилией" парусных кораблей разных времён и народов. От простейших одномачтовых до пяти- и семимачтовых с полным набором развёрнутых парусов, бортовым вооружением и прочими важными для парусных кораблей разных времен деталями.
В свободное время Михаил Иванович тщательно собирал по чертежам и рисункам макеты каравелл и пакетботов, бригов и швертботов, в том числе конкретных исторических парусников, на которых совершали путешествия и великие географические открытия Семён Дежнев и Витус Беринг, Фернандо Магеллан, Америго Веспуччи, Христофор Колумб и другие известные мореплаватели. Капитан Григор не только собирал свою парусную флотилию, но и одновременно изучал, сравнивал конфигурации корпусов кораблей, их достоинства и недостатки. Нет сомнения, что эти исследования на макетах сыграли свою роль при конструировании корпуса пассажирских теплоходов. Увы, к концу 90-х годов теплоходы "Иван Франко" и "Тарас Шевченко" по старости ушли в металлолом, такая же судьба ждёт остальные "пассажиры" григоровской флотилии. Но самое обидное, что нет им достойной смены, что уже не ласкают взор белые красавцы теплоходы у причалов нашего поистине шикарного морского вокзала. И уже трудно ответить на простой, казалось бы, вопрос: Украина – морская держава или только часть суши, омываемая на юге Чёрным морем?