Номер 13 (1453), 11.04.2019

МЕДКАРТЫ БЕЗ БУМАГИ
В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК

В этом году Министерство здравоохранения Украины намерено внедрить электронные медицинские записи, которые должны стать первым шагом к безбумажной работе врачей.

Такие системы уже успешно работают во многих странах, но, поскольку для Украины это дело новое, Минздрав распространил разъяснения.


Прежде всего электронная медицинская запись (ЭМЗ) - это элемент данных о пациенте, которые собираются в учреждении здравоохранения и обычно хранятся в медицинских информационных системах (МИС), которыми пользуется учреждение.

В этом году данные будут передаваться в электронную медицинскую карту (ЭМК), работа которой обеспечивается государством. Данные могут собираться в нескольких медучреждениях, и благодаря тому, что они хранятся в централизованной системе, в дальнейшем любые из них и любой врач могут иметь доступ к этим данным практически в круглосуточном режиме, но только в том объеме, который позволил пациент и который необходим для предоставления медицинских услуг. Таким образом решается проблема, когда в разных медучреждениях у пациента различные карточки и записи и очень часто ни один из этих наборов документов не содержит исчерпывающей информации о пациенте.

Данные для ЭМК отправляются в центральную базу данных.

Благодаря централизованному хранению данных:

- Министерство здравоохранения и Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) могут обрабатывать обезличенные данные для эффективного управления системой здравоохранения;

- НСЗУ может анализировать данные для управления качеством медицинских услуг;

- данные гарантированно доступны для пациента и врача, который его обслуживает. Доступ к централизованным данным существует независимо от того, работают ли серверы в заведении, с которого вносилась информация, есть ли у него связь с интернетом и т. д.;

- учреждения здравоохранения могут переходить с одной МИС на другую без потери ключевых данных.

Внедрение электронной медицинской карты будет осуществляться в несколько этапов.

На первом этапе, в начале 2019 г., врачи, оказывающие первичную медицинскую помощь, будут вносить данные о визитах пациентов и данные, которые сейчас вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного. Также появится возможность выписывать электронные рецепты и электронные направления.

В процессе внедрения второго этапа (середина 2019 г.) специалисты, работающие в амбулаториях, смогут вносить в централизованную электронную медицинскую карту консультативные заключения, специалисты диагностических центров - вносить результаты наиболее распространенных лабораторных исследований. Также с середины 2019 г. планируется внедрение электронных листков временной нетрудоспособности.

Третий этап отнесен к началу 2020 года. Тут стационары смогут вносить в централизованную электронную медицинскую карту данные, связанные с выпиской пациентов.

Одновременно с внедрением ЭМК министерство работает над упрощением бумажного документооборота по принципу: данные, сохраненные в электронной форме, не нужно дублировать на бумаге. Что же касается имеющихся бумажных документов, то в ЭМК будет перенесен определенный минимальный набор данных, прежде всего те, доступность к которым критически важна для оказания неотложной помощи. Исторически накопленная информация остается в карточках. Учитывая этапность внедрения, в течение определенного времени записи в электронной и бумажной формах будут действовать одновременно.

Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.