Номер 13 (1009), 9.04.2010

ЛАПША, НО НЕ НА УШИ

Нудл, что в переводе означает лапша, - это прозвище маленького китайского мальчика - большого любителя и умельца поглощать длиннющую лапшу, виртуозно втягивая ее в рот, героя израильского фильма "НУДЛ". Мать мальчика попала в облаву на нелегалов, и была тут же депортирована из Израиля в Китай. А ребенок остался на руках хозяйки, у которой работала мать, - стюардессы зарубежных линий. История того, как Нудла удается переправить к матери, игра героини и невероятно удивительная достоверная игра маленького китайчонка не могут никого оставить равнодушным. Фильм смотрится с неослабным вниманием. Этим теплым и нежным фильмом открылся V фестиваль Израильского кино в Одессе.

Кинофестивали, проходящие в клубе "U-cinema", всегда привлекают одесских киноманов. Но такого ажиотажа, который творился на последнем фестивале Израильского кино, не припомню. Достаточно большой зал комплекса "СИНЕМА-СИТИ" с трудом вместил всех желающих. Люди сидели даже на ступеньках.

Первый секретарь посольства Израиля в Украине Марк Довев и создатель и бессменный руководитель клуба "U-cinema" Ян Юсим на фестиваль отобрали четыре картины, три из которых отмечены самыми престижными наградами, а четвертая - просто очень хороший фильм-экшн.

Кинолента "Нудл" режиссера Айелет Менахеми завоевала призы в Монреале, Иерусалиме и Токио.


Фильм "Медузы" - "Золотую камеру" на Каннском кинофестивале. И это несмотря на то, что фильм - дебют в кино непрофессиональных режиссеров Эдгара Керет и Ширы Гефен и их многочисленных родственников и знакомых, занятых в фильме в качестве актеров. Когда Керет и Гефен написали свой поэтический сценарий о трех женщинах, судьбы которых переплетаются самым причудливым образом, никто из профессионалов не захотел браться за съемки фильма. Пришлось самим на свои собственные деньги снимать кино. А в результате - бешеный успех у зрителей и "Золотая камера". Вообще-то, в картине не три женщины, а, пожалуй, даже шесть, потому что судьба сталкивает героинь и с другими персонажами, которых несет по жизни так, как волна несет беззащитное тело медузы.

Самый значительный фильм этой подборки "Вальс с Баширом" режиссера Ари Фольмана. И не только потому, что он собрал наибольшее число наград: "Золотой глобус" - премия иностранной кинопрессы в Голливуде, Гран-при в Токио, во Франции "Сезар" - за лучший иностранный фильм.


Картина, сделанная в экспериментальном жанре художественной анимационной документалистики, рассказывает о неславных событиях Ливанской войны 1982 года, когда в ответ на убийство президента Ливана христианина Башира Жмаэля, руками его сторонников при попустительстве правительства Израиля были уничтожены два лагеря ливанских беженцев Сабра и Шатила - 2000 человек. "Вальс с Баширом" - это фильм-покаяние, рассказанный участником тех страшных событий. Выбранный режиссером формат художественной анимации делает картину абсолютно документально достоверной, а хроникально-документальные кадры в финале закрепляют это впечатление. Картина запрещена к показу во всех арабских странах.

И наконец, картина, не отмеченная призами, но собравшая в Израиле в 2007 году наибольшее число зрителей. "С кем бы побегать" режиссера Одеда Давидоффа - это фильм о молодежи, и адресован он молодежи. История девушки, разыскивающей брата наркомана и юноши, пытающегося найти девушку - хозяйку потерявшейся собаки, - это экранизация одноименного бестселлера Давида Гроссмана. Герои попадают в разные непростые ситуации, но когда напряжение достигает высшей точки, все разрешается вполне благополучно.

Четыре фильма, показанные на фестивале, еще раз подтвердили, что ни на одних фильмах столько ни грустят, как на израильских комедиях, и так часто не улыбаются, как на израильских трагедиях.

Следует сказать о самом израильском кинематографе как об уникальном феномене.

В чем же эта уникальность? Те, кто следит за мировым кинопроцессом, знают, что в последние годы произошли удивительные перемены в качестве кинопродукции двух стран: Румынии и Израиля. Фильмы израильских и румынских режиссеров, к удивлению непосвященных, стали получать главные награды на основных кинофестивалях мира.

А удивляться тут не стоит. Просто правительства этих стран вспомнили знаменитые слова Владимира Ильича о том, какое искусство является важнейшим, и создали для киноиндустрии режим максимального благоприятствования. Но если в Румынии кино румынской "новой волны" рождалось не на пустом месте, то в Израиле никаких традиций, никакой предыстории не было. Было просто плохое, серое кино, создаваемое выходцами из разных стран. Темы, эксплуатируемые в былые годы израильскими кинематографистами, главным образом касались трагедии холокоста и его страшных последствий и арабско-израильских отношений.

Израильское кино сегодня обращено к проблемам разных слоев общества, к проблемам человека. В стране, где проживают 1,3 миллиона арабов, где еврейское население тоже весьма неоднородно, поскольку стекалось на историческую родину из 70 стран мира, необходимо воспитывать в обществе толерантность. И воспитание толерантности - тоже стало одним из основных направлений израильских фильмов. Для кинематографистов Израиля, страны, где семья занимает приоритетное положение в обществе, важна также тема семьи и семейных ценностей. И еще: в израильских фильмах появилась большая доля самоиронии, так присущая еврейскому народу.

Новое израильское кино делается, в основном, людьми, уже родившимися в Израиле. В 1970 году в Иерусалиме была открыта киношкола. Несколько лет назад на Берлинском фестивале она была признана лучшей киношколой мира. Для молодых талантливых кинематографистов учреждены специальные кинофонды, не говоря уже о том, что государство ежегодно выделяет 20 млн долларов на кинематограф (сравните: в Украине выделяется 600 тысяч долларов, что может хватить лишь на полфильма). При этом выпускается 15-16 фильмов в год, что для такой маленькой страны очень существенно.

И вот результат.

В 2003 году фильм Довера Косашвили "Поздняя свадьба" получает приз на МКФ в Венеции и Гран-при на МКФ "Молодость" в Киеве.

В 2005 году специальный приз жюри на МКФ в Карловых Варах получает картина "Эта прекрасная жизнь" (реж. Э. Хальфон).

В 2006 году на фестивале в Канне приз за лучшую женскую роль в фильме "Свободной" получает актриса Хана Ласло.

В 2007 году фильм Иосифа Седара "Бофора" завоевывает приз за лучшую режиссуру на Берлинале (номинировалась на "Оскар" как лучший зарубежный фильм), а картина "Мой отец, мой Бог" - главный приз кинофестиваля "Трайбека" в Нью-Йорке.

В 2008 году лента "Визит оркестра" Эрана Колерина - Гран-при на МКФ "Молодость" и 8 национальных премий "Офир".

В 2009 году картина "Аджами" удостоена главных призов на международных кинофестивалях в Таллинне и Солониках, а также номинировалась на премию "Оскар" как лучший зарубежный фильм, но заняла второе место.

Вот такой расклад.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото:
кадры из фильмов "Нудл"
и "Вальс с Баширом".