Номер 7 (1447), 28.02.2019
Наблюдатели гражданской сети ОПОРА обратились к Одесской областной госадминистрации (ОГА) с призывом пересмотреть подход к оказанию единовременной материальной помощи во время выборов.
Наблюдатели ОПОРЫ выразили обеспокоеность активностью Одесской областной государственной администрации в проведении массовых выплат единовременной материальной помощи в избирательный период и призывают тщательно пересмотреть подход к практике предоставления социальной поддержки незащищенным слоям населения во время выборов.
В Одесской области, утверждают наблюдатели, по меньшей мере в девяти районах (Балтский, Беляевский, Березовский, Белгород-Днестровский, Великомихайловский, Измаильский, Раздельнянский, Тарутинский, Николаевский) проходит сбор заявлений граждан на получение единовременной материальной помощи в рамках областной комплексной программы социальной поддержки населения на 2018-2020 гг. Заявления составляются на имя главы ОГА, собираются через управление социальной защиты, в учреждениях коммунальной или государственной формы собственности (школы, коммунальные предприятия, помещения центров предоставления административных услуг) либо через сельских голов. Критерием для подачи заявления на получение единовременной материальной помощи гражданами является доход, состоящий исключительно из минимальной пенсии.
Достоверно известно, что 21 декабря 2018 г. в Областную комплексную программу социальной поддержки населения на 2018-20 гг. были внесены существенные изменения: почти в 2,2 раза увеличен общий объем финансирования. В саму Программу был добавлен пункт, который не предусматривался в предыдущих версиях, а именно: "Единовременная денежная помощь отдельным категориям граждан, наименее защищенным на уровне государства и области". На финансирование этой статьи было направлено 90 млн грн. Таким образом, из 103 млн грн, на которые выросло финансирование, около 90 % сумм предназначено для оказания единовременной материальной помощи - без четкой идентификации конкретных категорий граждан.
ОПОРА обращает внимание на то, что, несмотря на отсутствие прямых проявлений агитации во время сбора заявлений на получение единовременной материальной помощи, где присутствовали наблюдатели, сама по себе массовость такого явления является опасным прецедентом во время избирательного процесса. Указанные мероприятия охватывают значительный слой избирателей и, в конечном счете, могут косвенно влиять на результаты волеизъявления граждан, что противоречит базовым правам граждан на формирование свободного и информированного выбора, закрепленного ст. 6 Закона Украины "О выборах Президента Украины".
Кроме того, массовость явления в совокупности с новыми бюджетными назначениями для предоставления одноразовой материальной помощи непосредственно перед началом избирательного процесса, и оказание единовременной материальной помощи во время избирательного процесса широким слоям населения, которые не были запланированы мерами по реализации политики социальной защиты населения в долгосрочной перспективе в избирательный период, могут содержать признаки злоупотребления финансовыми административными ресурсами.
Под злоупотреблением административными ресурсами понимаются любые преимущества, которые получают конкретные кандидаты или партии из-за использования своих полномочий, либо через связи с институтами государства, для получения преимущества над другими кандидатами в избирательной гонке.
Под административными ресурсами, в свою очередь, понимаются любые человеческие, финансовые, материальные и нематериальные ресурсы, преимущества доступа к которым связаны с занятием должностей в качестве выборных или государственных должностных лиц.
Возможность вносить существенные изменения в бюджетные назначения, которые будут иметь влияние на широкие группы населения, а также оказывать материальную помощь при выборах связана с доступом к таким ресурсам только тех кандидатов, которые занимают государственные должности или имеют прямое влияние на государственные институты. Как следствие, запуск масштабной акции по оказанию единовременной материальной помощи широким слоям населения во время избирательного процесса может рассматриваться как вид злоупотребления финансовыми административными ресурсами.
Действующее национальное законодательство о выборах не содержит четкой идентификации возможных злоупотреблений финансовыми административными ресурсами, что затрудняет правовую оценку в текущем правовом поле. Тем не менее преимущества по управлению финансовыми ресурсами и возможности их использования для воздействия на результаты волеизъявления граждан входят в противоречие с базовым принципом выборов - "равенством", и, как следствие, препятствует реализации права всех кандидатов на равенство возможностей в избирательном процессе, что закреплено ст. 3 Закона "О выборах Президента Украины".
Как указано в Докладе о злоупотреблении административными ресурсами во время избирательных процессов Венецианской комиссии, если отсутствует специальное законодательство по этим вопросам, публичная власть должна действовать на основе этических принципов, гарантируя равные условия для всех участников политической конкуренции.
Таким образом, ОПОРА считает, что избирательный процесс не самое уместное время для реализации новых мер по массовым единовременным выплатам широким слоям социально незащищенных слоев граждан и призывает Одесскую областную государственную администрацию прекратить практику сбора заявлений от граждан для предоставления одноразовой материальной помощи в рамках новых мероприятий областной комплексной программы поддержки населения на 2018-2020 годы "Социальная защита населения в Одесской области", утвержденных решением Одесского областного совета от 21 декабря 2018 года, до установления результатов выборов Президента Украины.
Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.