Номер 04 (1493), 6.02.2020
Новый Закон "О среднем образовании" принят Верховной Радой Украины 16 января с. г. Документ поддержали сразу 327 народных депутатов, при трех голосах "против" и 49 воздержавшихся. Это говорит о серьезной работе над Законом, особенно, если учесть токсичность темы образования вообще и обучения в средней школе в частности. Стоит отметить, что одним из разработчиков нового Закона был народный депутат одессит Сергей Колебошин — потомственный педагог с большим опытом работы как учительской, так и административной.
Поскольку вокруг этого документа ломалось и продолжает ломаться немалое количество копий, мы сочли полезным познакомить наших читателей с основными новациями в системе среднего образования, основываясь на материалах, предоставленных пресс-службой Министерства образования и науки Украины.
ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Гарантии равного доступа к образованию. Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без конкурсов. Школа должна быть территориально доступной для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Также гарантируется возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории.
Дети, которые пребывают на длительном стационарном лечении, благодаря новому документу имеют теперь защищенное право получать образование в медучреждениях.
Индивидуальная образовательная траектория.
Этот механизм дает возможность каждому ученику гибко и с учетом собственных потребностей и талантов выстраивать свое обучение. Что важно прежде всего для детей с особыми образовательными потребностями и тех учеников, которые дополнительно углубленно учатся вне школы или стремятся учиться в домашних условиях.
Для работы по индивидуальной траектории ученик или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будет создан индивидуальный учебный план, который напишут вместе педагоги, родители и ученик, одобрит педсовет и утвердит директор. Для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются за пределами школы, проводится обычное годовое оценивание или ГНА. Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме обучения, то школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (дважды в год).
Дополнительные индивидуальные и/или групповые консультации для учащихся.
Закон впервые открывает возможность предоставления ученикам, которые в этом нуждаются, индивидуальные и/или групповые консультации на базе школы. Планируется, что такие консультации будут оплачиваться за счет государства.
Право на справедливое оценивание и требования к доброчестности.
Впервые на законодательном уровне установлено право учащихся на справедливую, беспристрастную, объективную, независимую, недискриминационную и доброчестную оценку результатов обучения, независимо от вида и формы получения ими образования.
В то же время документ детализирует и дополняет положения Закона Украины "Об образовании" и устанавливает конкретные виды ответственности за нарушение академической доброчестности.
Выбор предметов учащимися.
Закон вводит право учащихся выбирать курсы, учебные предметы (интегрированные курсы).
Три адаптационные цикла обучения — 1-2 классы, 5–6-е классы и 10-й класс.
Это также новация вновь принятого Закона. Данные периоды — наиболее уязвимы для детей в течение школьной жизни. Теперь это обязательно будет учитываться при планировании обучения в школах.
Больше прав для ученического самоуправления.
Закон предусматривает:
— четкие полномочия ученического самоуправления;
— право руководителя ученического самоуправления на безотлагательный прием руководителем учреждения образования;
— право учащихся через своих представителей участвовать в заседаниях педагогического совета по всем вопросам, касающимся организации и реализации образовательного процесса.
Реализация права каждого ребенка на овладение государственным языком.
Закон предусматривает три модели изучения украинского языка в школах. Данная новация — результат детализации положений Закона "Об образовании". Соответствующая статья документа написана по результатам многочисленных консультаций с представителями национальных меньшинств и по результатам рекомендаций Венецианской комиссии.
Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое бы этот язык защищала и развивала. Прежде всего речь идет о крымских татарах. Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1-го до 11-го (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка.
Вторая модель — для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам Евросоюза. В зависимости от языковой группы и речевой среды использование этой модели может быть разное, но основы такие:
— материнский язык, наряду с изучением государственного, они будут учить в начальной школе;
— в пятом классе не менее 20 % годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском языке с постепенным увеличением объема, чтобы в девятом классе не менее 40 % предметов изучались на государственном языке;
— в старшей школе не менее 60 % годового объема учебного времени должно изучаться на государственном языке.
Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых относится к одному из украинской языковой семьи, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Там обучение в начальной школе также будет вестись на языке данного меньшинства вместе с изучением украинского языка, а с пятого класса не менее 80 % учебного времени будет читаться на государственном языке.
ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учителю предоставляется реальная педагогическая автономия в:
— создании программ;
— разработке собственной системы оценки и поощрения ученика (при этом следует создать и шкалу перевода в 12-балльную систему);
— повышении квалификации по своему выбору и за счет государства.
Больше возможностей для роста зарплаты учителя.
Закон предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты — за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Кроме этого, педагоги смогут получать дополнительные доплаты, которые может устанавливать учредитель заведения.
Педагогическая интернатура для молодого учителя.
Первый год работы молодой учитель будет проходить педагогическую интернатуру. В ее рамках он или она получит наставника, который будет обязан предоставлять консультации молодому специалисту и помогать ему стать успешным учителем. Наставник за это станет получать дополнительную 20 %-ную надбавку к окладу.
Больше возможностей для педагогического роста учителей.
Новый закон устанавливает государственные гарантии повышения квалификации учителя и предполагает его софинансирование из государственного и местных бюджетов, возможность повышать квалификацию у негосударственных провайдеров, создание новых центров профессионального развития педагогических работников.
Закон также определяет категории педагогических работников, имеющих право на прохождение сертификации, также права и обязанности, которые приобретают учителя в случае ее успешного прохождения.
ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Безопасная среда для детей.
Закон дает возможность родителям сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями во время обучения, а также предоставляет гарантии защиты учащихся от буллинга. Кроме этого, он предусматривает обязательное обучение учителей основам домедицинской помощи и закрывает доступ в заведение лицам, совершившим преступление против половой свободы или половой неприкосновенности ребенка.
Право инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения.
Идеология такой проверки изменена; она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, то институциональный аудит сможет расставить точки над "i" и помочь найти оптимальный выход из ситуации.
ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ
Больше возможностей для усиления школ педагогами.
Вновь Закон открывает возможность стать учителем человеку с любым, а не только педагогическим, высшим образованием. Также документом предусматривается, что обязательный перевод учителей-пенсионеров на срочные контракты должен состояться до 1 июля 2020 года.
Новые подходы к назначению директоров школ.
Согласно Закону "Об образовании" директор может занимать свою должность не более двух сроков по шесть лет подряд в одном заведении.
Однако чтобы эти изменения во власти влекли положительные последствия для развития школ, должны действовать прозрачные и честные механизмы выборов директоров. С учетом пилотирования различных видов конкурсного отбора директоров Закон устанавливает, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль при выборе кандидатур, а сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательным является видеотрансляция и видеофиксация отбора. Это должно минимизировать использование админресурса директором, а также влияние выборов на учебный процесс.
Закон также предусматривает, что в рамках конкурса кандидаты на должность директора обязательно должны будут представить стратегический план развития учреждения.
При этом к 1 июля 2020 года директора школ, которые находятся на бессрочных трудовых соглашениях, будут в обязательном порядке переведены на срочные трудовые договоры на шесть лет (на один год — для директоров, получающих пенсию по возрасту) с последующей возможностью участвовать в конкурсе.
Финансовая автономия школ.
Закон предусматривает больше возможностей для школ в использовании собственных средств. В частности на:
— формирование структуры учреждения и штатного расписания;
— установление доплат, надбавок, выплаты материальной помощи, премий, размеров премий, других видов стимулирования и награждения работников;
— оплату текущих ремонтных работ помещений и сооружений учреждений общего среднего образования;
— оплату повышения квалификации педагогических работников;
— заключение гражданско-правовых соглашений для обеспечения деятельности учреждения.
Комментарий министра образования и науки Галины Новосад: "Новый Закон — это новые возможности для наших учеников, учителей и образовательных управленцев, а также гарантии для родителей. В 2017 году был принят Закон "Об образовании", в котором прописано много нужных нашей системе новаций, но прав и возможностей для его воплощения критически не хватало. Закон "О среднем образовании" дает реальные инструменты, которые помогут реализовать реформу. Впереди много кропотливой работы, мы к ней готовы. Но нас мало, реальная школа — это не стены и не законы, а прежде всего учителя, родители и ученики. Я призываю всех не останавливаться и вместе работать над построением Новой украинской школы — она зависит от каждого из нас".
Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.