Номер 01 (1295), 15.01.2016
"Гражданин, его права и условия для развития находятся в центре внимания Соглашения об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом". Об этом заявил глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. В полной мере это касается людей с ограниченными физическими возможностями. Ибо реформы по европейским образцам - это не только освоение рынков, эффективное самоуправление и т. п., но и создание европейских условий жизни для тех, кто в силу инвалидности ограничен в реализации своих способностей. Но дорога в Европу - не одностороннее движение. Ибо не только государство создает такие условия, но и сами инвалиды могут успешно решать свои проблемы, находя поддержку у гражданского общества. Одесское инватакси "Турбота" - яркий тому пример.
Если сам не поможешь себе...
Виталий Кравченко после полученной в юности травмы вынужден передвигаться только на коляске. Но он не сдался судьбе, а открыл в Донецке интернет-магазин спортивных товаров. Наладил работу с отечественными и европейскими поставщиками, бизнес развивался довольно успешно. Пока в его родной город не пришла война. Бизнес пришлось закрыть, не дожидаясь, пока сепаратисты попытаются его "отжать", дом оставить и буквально под "салюты" орудийных залпов уехать всей семьей в Одессу. Тут таких, как Виталий, разместили в санатории "Куяльник". Место спокойное, условия более или менее пристойные, да вот проблема: от центра города вроде не очень далеко, да только нет пока еще в Одессе специализированных автобусов. А в центр нужно ездить регулярно: за справками, консультациями. Хочешь не хочешь, а приходилось пользоваться маршрутками, понятное дело, совершенно не приспособленными для перевозки "колясочников".
Неприятности случались почти ежедневно.
- Добрые люди помогали занести коляску в маршрутку, но, не владея нужными навыками, не раз роняли наших ребят, которые получали травмы из-за выпадения из коляски, - рассказывает Виталий. - Водители постоянно ругались, что сбиваются с графика, ожидая, пока мы решим проблемы с заходом в салон. Так что доехать до центра Одессы нам было очень сложно.
Но, невзирая на трудности, Виталий с несколькими товарищами упрямо добирались до начала улицы Греческой, где в HUBе проходили тренинги в рамках проекта "Новий вiдлiк". Этот проект, поддержанный Международным фондом "Вiдродження", ставит целью помочь в трудоустройстве внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) из Донецкой и Луганской областей, АР Крым и Севастополя создать возможности для начала и развития ими собственного бизнеса в нашем городе. Имея представление о европейском опыте социальной помощи, Виталий Кравченко с товарищами предложили создать в Одессе службу инватакси "Турбота", чтобы перевозить инвалидов-колясочников на специализированном транспорте.
Коляска - не помеха
В ведущих европейских странах "колясочники" давно уже не чувствуют себя ущемленными. Они имеют доступ к транспорту, магазинам, культурным мероприятиям, практически всем благам цивилизации.
Так в Хельсинки, где проживают более 10 тысяч инвалидов-колясочников, социальная служба организовывает авто, оборудованное рамками для въезда в салон. Транспорт нанимают у частных компаний. Пассажир оплачивает проезд по льготной цене, прочее компенсируется из городского бюджета. Также тут можно приобрести месячные проездные на пользование общественным транспортом, который также оборудован рамками. Любой инвалид-колясочник в Европе имеет возможность на 18 поездок по льготной стоимости два евро 20 центов.
Во Франции создано специальное министерство, которое занимается проблемами инвалидов. Его возглавляет Мишель Жиллибер, который сам передвигается в кресле-каталке (получил травму в авиакатастрофе). В Париже оборудованы пандусы на тротуарах, автостоянках, у входов в дома, а также специальные лифты для колясок. Многие линии метро в Париже, Марселе, Лионе и Лилле уже полностью или частично доступны для людей с ограниченными физическими возможностями. На 60 железнодорожных вокзалах страны оборудуются комнаты отдыха для инвалидов, приспособленные для них туалеты и эскалаторы, а в ряде аэропортов сооружаются лифты и движущиеся тротуары. По инициативе ассоциаций инвалидов (а таких организаций во Франции более двух тысяч) во многих городах создана сеть автотранспорта, который доставляет больных на работу и домой. Также разработан проект "гренобльского трамвая", который отличается легким доступом инвалидных колясок в вагон. Его пол лишь на 35 сантиметров возвышается над рельсами, а на остановках тротуар поднят таким образом, что отпала необходимость в ступеньках.
В развитых странах права людей с ограниченными физическими возможностями не только закреплены на бумаге, но и реализуются во всех смыслах этого слова. В Австралии, Британии, США инвалидам отданы самые удобные, с широким въездом, парковочные места. Если в Австралии на таком участке, с нарисованной на асфальте инвалидной коляской, припаркуется обычный автомобилист, его ждет штраф. Как правило, весь наземный общественный транспорт оборудован специальными подъемниками, облегчающими посадку в салон инвалида в коляске. Станции метро оснащены лифтами.
Большинство государственных и общественных зданий в США оборудованы специальным пологим заездом и автоматически открывающимися дверями для "колясочников". В Австралии для пенсионеров, которым тяжело ходить пешком, придумали вспомогательное средство - маленькие легкоуправляемые тележки с электрическим двигателем. В Бельгии установлены пластиковые уличные биотуалеты, в которые инвалиды въезжают прямо на колясках. В Финляндии турфирмы разработали специальные туристические маршруты для "колясочников".
Первая "автоласточка"
Украине, к сожалению, пока еще и в этом отношении далеко до развитых стран.
- В Одессе проживают более пяти тысяч инвалидов-колясочников, - рассказывает Олег Прохоров, председатель общественной организации "Спортивный клуб инвалидов "Одесса-Баскет". - Ездить им в транспорте тяжело, хотя уже появились троллейбусы с приспособлениями для таких людей. Но водители зачастую не хотят помогать людям, не выносят помост, чтобы инвалид на коляске мог заехать в троллейбус. Поэтому так актуальна идея инватакси, что помогает людям с ограниченными возможностями выезжать по своим делам, не пересаживаясь из коляски.
Проект инватакси поддержал А. Ставницер, один из руководителей компании ТИС, выделив 200 тысяч гривен на приобретение микроавтобуса. Машину обустроили, сделали специальный раскладной помост. И теперь в службе инватакси работает первый специальный автобус, где помещаются восемь колясок. Стоимость километра пути на таком такси составляет пять гривен. А чем больше людей закажут автобус, тем дешевле им выйдет оплата за проезд. "Колясочник" сам может заехать в салон и выехать из него. Его могут сопровождать родственники и друзья, устроившись на мягких креслах.
Виталий и Олег приехали из санатория "Куяльник" на такси "Турбота", не покидая своих колясок. Они заехали в салон по помосту, который для них разложил водитель, и, доехав до Греческой, съехали на колясках на тротуар возле "Impact Hub Odessa", где и состоялась наша встреча с ними. А потом также комфортно добрались обратно.
- Мы будем рады, если нашу идею поддержат предприниматели, - подчеркивает Олег Прохоров. - Чем больше компаний займутся инваперевозками, переоборудовав автобусы, тем больше услуг получат инвалиды. И мы приветствуем всех, кто хочет попробовать свои силы на этом рынке.
На новогодние праздники на инватакси "Турбота" из санатория "Куяльник" совершили поездку в театр дети. Они посмотрели спектакль, на который их пригласила волонтерская организация "Корпорация Монстров".
Служба такси "Турбота" принимает заказы от всех, кому нужен специализированный транспорт. Организаторы надеются, что таких микроавтобусов в Одессе станет намного больше, чтобы достойно обслуживать людей с ограниченными физическими возможностями, как это делается в Европе.
Тем более, что в статье 424 Соглашения об Ассоциации прямо написано, что "Украина будет обеспечивать постепенное приближение к праву, стандартам и практике ЕС в сфере... равных возможностей".
Материалы полосы подготовили
Александр ГАЛЯС
и Инна ИЩУК.