Номер 7 (1447), 28.02.2019

ТАК КОМУ ЖЕ СТОИТ ДОВЕРЯТЬ

"Прочитал в вашей газете от 7 февраля статью "Верьте только социологам с "историей"".

В самом деле, сейчас очень часто публикуют рейтинги кандидатов в Президенты, и они отличаются один от другого. То Тимошенко лидировала, а Порошенко был где-то на пятом - шестом месте, то через пару недель Порошенко уже второй, зато Зеленский рванул так, что и не угонишься. Трудно поверить, что за десять-пятнадцать дней могут так сильно измениться предпочтения избирателей. А когда разговариваешь с людьми, то мнения совсем другие. Вот так создается впечатление, что наши социологи выдают те результаты опросов, которые выгодны тем, кто эти опросы заказывает. Об этом в статье правильно написано, да только хотелось бы знать конкретно, каким социологическим службам можно доверять. С. В. Ковшунов, пенсионер".

Наши эксперты рекомендуют доверять тем социологическим службам, которые аккредитованы в Социологической Ассоциации Украины. Для серьезных структур репутация важнее сиюминутного заработка, потому профессиональное сообщество социологов всегда реагирует на те случаи, когда нарушаются этические и профессиональные стандарты. Среди членов Социологической Ассоциации Украины, которые публикуют предвыборные рейтинги, отметим такие, как Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, Киевский международный институт социологии, Центр "Социальный мониторинг", Социологическая группа "Рейтинг", Украинский институт социальных исследований имени Александра Яременко, GfK Ukraine, Центр социальных и маркетинговых исследований SOCIS.

Также эксперты советуют обращать внимание на такие показатели социологических служб:

- срок длительности. Чем дольше компания работает в этой сфере, тем надежнее будут ее данные;

- наличие среди заказчиков авторитетных международных организаций, фондов и т. п.;

- кто руководит организацией. Тут важны не столько звания и титулы, сколько признание экспертной среды;

- наличие сайта, из которого можно узнать, чем занимается данная организация, какие проводила исследования и т. п.;

- также полезно сравнивать показатели предвыборных исследований с результатами выборов; если эти данные не очень отличаются одни от других, значит, это серьезные исследователи, которые не станут рисковать своей репутацией.

Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.