Номер 24 (1368), 7.07.2017

О ЗОЛОТОЙ НИЧЬЕЙ -
СПУСТЯ ПОЛВЕКА

Летом этого года совпали сразу три юбилея, имеющие отношение к одесскому КВНу.

30 лет назад, в 1987 году, команда "джентльменов" Одесского университета им. И. Мечникова стала победителем возобновленного после долгого перерыва телевизионного Клуба Веселых и Находчивых. Таким образом, "джентльмены" переняли эстафету от "деловых людей" из команды Одесского института народного хозяйства, выигравших сезон 1971-72 гг., оказавшийся последним перед запретом этой игры. Предшественником же обеих команд-чемпионов была сборная Одессы, которая в 1967 году, то есть полвека назад, разделила победу с командой Московского медицинского института.

В связи с тройным юбилеем мы решили напомнить нашим читателям о победных страницах истории одесского КВНа, который в свое время был одним из символов нашего города. И первый рассказ - о финале 1967 года...


"КТО ЖАНРА СОЗДАВАЛ ЗАКОНЫ..."

Летом 1966 года на Одесскую студию телевидения пришло официальное приглашение из Москвы принять участие в розыгрыше кубка КВН сезона 1966-67 гг. Команда для участия в популярном телешоу была сформирована из лучших игроков городского первенства, которое несколько месяцев привлекало внимание едва ли не всей Одессы. Что неудивительно, если учесть, что одесситы в ту пору могли видеть один-единственный телеканал - местный.

Чемпионом города стала сборная проектных институтов, известная под названием "Чкалова, 2" (на этой улице, ныне Большая Арнаутская, в доме номер 2, располагались эти самые институты), капитаном которой был Валерий Хаит. А в сборную Одессы вошли Михаил Презанд и Леонид Сущенко из политехнического института, капитан команды "холодильного" института (бывшая Академия холода ныне входит в состав Академия пищевых технологий - ОНАПТ) Юрий Затворницкий, лидеры "ломоносовского" института (ныне ОНАПТ) Валентин Крапива, Юрий Макаров и Юрий Волович, блестящий пародист Семен Лившин, эрудит Сергей Калмыков, художники Александр Дорфман и Аркадий Цыкун и другие талантливые люди. Цементировать эту массу авторов, актеров, художников, бутафоров и прочая должен был капитан, роль которого решили на общем собрании отдать Валерию Хаиту.

"Открытие сезона" на Центральном телевидении прошло 16 октября 1966 года, а уже 18-го "Советская культура" ("главная культурная" газета страны) опубликовала заметку В. Кузнецова "Самый веселый марафон", в которой, в частности, писалось: "Ярко заявили о себе одесситы. Их "бочки" с различным юмором (от "малосольного" до "одеського крепкого") - не просто оригинальная выдумка, а точный, характерный именно для большого портового города образ".

"С ЭКСПРОМТАМИ ПОД МЫШКАМИ"

Полуфинальная игра с командой Днепропетровска проходила в Одессе, на сцене Украинского театра.

Костяк коллектива составляли молодые сотрудники знаменитого "Южмаша" (Южного машиностроительного завода), где производились советские ракеты и спутниковые системы). Капитаном днепропетровцев был Александр Янгель - сын легендарного конструктора ракетных двигателей. Тем не менее преимущество одесситов было явным. Уже во время разминки они смутили соперников вопросами, один из которых оказался особенно заковыристым.

В то время повсюду пели песню "На тебе сошелся клином белый свет..." и вопрос одесситов звучал так:

"Представьте, что такой случился оборот,

Что под рукой второго клина нет,

Что вам никак не убежать за поворот

И тут на вас сошелся клином белый свет.

Что вы станете делать?"

Днепропетровцы дольше соображали: что же, собственно, имели в виду соперники, чем думали над ответом.

Но самым КВНовским в этой игре оказался ее финал...

- Где-то в середине передачи Центральное телевидение ее вырубило, пустив вместо КВНа художественный фильм, - вспоминал много лет спустя Валентин Крапива. - Мы-то на сцене ни о чем не подозревали, а для нашего режиссера такой афронт был чем-то вроде смертного приговора, хотя ни один человек не мог понять, что же крамольного было в этом КВНе? Уже потом, в Москве, все выяснилось. Оказалось, что виной столь жестокой акции стал плакат... На нем было написано что-то вроде: "Привет морякам Черноморья от девушек Куйбышева!" А в то время по Москве гулял анекдот, суть которого состояла в том, что моряку оторвало некую часть тела, и на этой части сохранились остатки татуировки "...ля!" И вот моряк приходит к врачу и спрашивает, можно ли эту часть восстановить. Врач интересуется, что же было начертано в полном виде, и моряк отвечает: "Привет девушкам Куйбышева от моряков Севастополя!" Бдительный человек, сидевший у рубильника, этот анекдот знал и тут же вырубил передачу... Но самое смешное, что одесситы увидели игру полностью, т. к. наша телестудия вела свою трансляцию из Украинского театра.

Теперь одесситам предстояло встретиться с соперником куда более серьезным: командой Московского областного медицинского института во главе со знаменитым "Мотей" - Матвеем Левинтоном...

ПОЧТИ ДЕТЕКТИВ...

"КВН - это, в общем, искусство...", пелось в одной из песен, и, в общем, верно. Но нередко амбиции, переходящие в жажду победить любой ценой, вносили в состязание интеллектов и остроумия некоторые, так сказать, "привходящие моменты". Одесситы испытали это на себе в финальной встрече сезона 1966-67 гг. Эта игра просто изобиловала приключениями...

Как потом оказалось, москвичи имели "явное преимущество", и не только потому, что играли на "своем поле"...

За несколько дней до игры в Москву прилетел директор Одесской телестудии Александр Тимофеевич Бурлаков. По чистейшей случайности, он попал на совещание, которое проводил главный редактор программ для молодежи. Совещание было посвящено последующему финалу, и среди его участников были члены жюри. Как же был поражен Бурлаков, когда услышал, что будущим "вершителям судеб" объяснили: поскольку 1967-й - год 50-летия Октябрьской революции, то команда Москвы ни в коем случае не может проиграть.

Кто-то из членов жюри решил уточнить:

- А если команда Одессы будет сильнее?

Ему пояснили:

- А вы ее придержите... Вас для этого сюда и пригласили...

Но человеку оказалось не все понятно:

- А если команда Одессы будет значительно сильнее?

- Тогда сделайте ничью! - последовал решительный ответ.

Бурлаков, сидевший до той поры молча, не выдержал:

- Это что же? Вы заранее предрешаете результат?

- А вы, товарищ, собственно говоря, откуда? - удивленно спросил главный редактор.

- Я - из Одессы!

Последовала пауза:

- Совещание окончено...

Бурлаков тут же приехал к своим землякам, рассказал обо всем и предупредил, что если такая подлость будет совершена, то придется прямо на сцене (благо, эфир прямой) рассказать об этом...

Давление на одесскую команду шло "по всему фронту".

Так, тему домашнего задания на ЦТ определили как "Телепатия вокруг нас". Одесситы недоумевали, ибо с общим сценарием игры эта тема плохо вязалась. Но потом все разъяснилось: просто в театре, которым руководил Альберт Аксельрод, один из авторов московской команды, шел спектакль под таким названием, вот и получилось, что москвичи имели готовое домашнее задание почти за два месяца до игры. Зато свое приветствие москвичи переделали буквально за ночь, увидев на репетиции, что одесситы смотрятся лучше...

А за пару дней до финала вышел очередной номер журнала РТ ("Радио и телевидение"), очень популярного в те годы, на обложке которого красовался... Матвей Левинтон. И надпись: "Прорвался!" В подтексте это могло означать одно: "Победил!"

Что же могли противопоставить этим, мягко говоря, недостойным методам одесситы? Только свой талант, остроумие, выдумку. Для постановки на этот раз пригласили режиссера Одесского телевидения Анатолия Мамонт-Завьялова, который придумал идею, ставшую настоящей "бомбой"...

- Идея заключалась в том, чтобы вывести на сцену в конкурсе "Приветствие" своего "одесского Левинтона", - вспоминал герой этой истории Давид Макаревский. - Выбор пал на меня, поскольку у меня с москвичом оказались схожие фактуры... А чтобы соперник ни о чем не догадался, решено было меня "засекретить". Когда поезд подъезжал к Москве, я ушел в другой вагон, вышел позже всех, в автобусе меня накрыли каким-то пальто, в телетеатре, если я и показывался, то сидел во время репетиции где-то на галерке... А на сцене происходило что-то невообразимое. В тот момент, когда, по замыслу, должен был выходить я, те, кто репетировал, несли какую-то околесицу. Соперники просто с ума сходили, пытаясь догадаться, что же происходит. А на самой игре получилось так, что, когда я шел на сцену, навстречу мне попался... Левинтон. Он, конечно, сразу понял, в чем дело... Потом он признался, что появление "двойника" просто выбило его из колеи, и он уже нормально играть не мог...

"БОМБА" СРАБОТАЛА

Зато у зрителей появление "нашего Моти" имело грандиозный успех. Фактически благодаря своему "секретному ходу" одесситы выиграли конкурс "Приветствие". Но Левинтон, даже выбитый из колеи, оставался грозным соперником, тем более, что горел "жаждой мести".

- Левинтон к конкурсу капитанов подготовился прекрасно, - рассказывает Валерий Хаит, - но, как ни странно, именно это его и сгубило... Свой первый вопрос он пропел: "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный, не пора ли мужчиною стать?". А у меня в голове, как назло, вертится какая-то ерунда типа "Пора в путь-дорогу...". Как вдруг, уже направляясь к микрофону, я вспомнил Пушкина и ответил: "Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит". И этот незатейливый ответ вызвал буквально взрыв в зале: зрителю ведь всегда нравится, когда он является как бы соучастником творческого процесса... А второй свой вопрос Левинтон задал по-английски. Но тут мне было легче, потому что я точно знал, что отвечу. Нет, конечно, я не был заранее знаком с вопросом соперника, просто по дороге в телетеатр, вспомнив, что имею дело с врачом, решил на всякий случай в качестве универсального ответа подготовить какую-нибудь латинскую фразу. И вот на "английский вопрос" я тут же ответил латинской фразой: "Лато амикус сет маги амига веритас", и добавил: "Что в переводе означает "Левинтон мне друг, но истина дороже..." И имел некоторый успех в связи с этим... В качестве курьеза: мне рассказали потом, что после второго вопроса Левинтона телевизионщики страшно испугались, что я возьму и отвечу по-еврейски. Тогда бы они точно вылетели с работы...

У ОДЕССИТОВ НЕ БЫЛО СОМНЕНИЙ

Одесситы выиграли три основных конкурса: "Приветствие", "Домашнее задание" и конкурс капитанов. Но, как вы уже понимаете, в результате случилась ничья.


Однако наши земляки все-таки получили "золотые" медали. Никто на телевидении не ожидал, что будет ничья, и помреж вышла на сцену, неся две коробки: в одной был комплект "золотых" медалей, в другой - "серебряных". Каким-то чутьем Хаит угадал, выбрав нужную коробку. Одиннадцать наград распределили так: Хаит, Презанд, Гендельман, Затворницкий, Крапива, Волович, Лившин, Макаров, Алла Шевчук... Одну медаль отдали Лидии Гладкой - тогдашнему секретарю обкома партии, очень много помогавшей команде...

- На следующий день после игры пришел ко мне комиссар милиции Гайдамака, - вспоминала Л. В. Гладкая, - сказал с порога: "Объявляю вам благодарность от имени одесской милиции! За весь вчерашний вечер - ни одного преступления, ни одного случая хулиганства..." А через несколько дней победу обсуждали на бюро обкома. Особенно хвалили Хаита. Я воспользовалась случаем и рассказала, в каких ужасных условиях живет Валерий... И ему предоставили двухкомнатную квартиру...

По приезде в Одессу команде устроили чествование во Дворце Леси Украинки: кто истинный победитель, ни у кого не вызывало сомнения. Среди прочих подарков преподнесли стилизованную матрешку в форме морячка. Куда она потом делась, никто так и не узнал...

Подготовил Александр ГАЛЯС.

Фото М. РЫБАКА и С. КАЛМЫКОВА.