Номер 40 (1235), 17.10.2014

ТЕРРИТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕРВИСА

В ноябре исполняется три года, как в Одесском порту работает Евротерминал, обслуживая импортные грузы. Сама приставка Евро уже говорит за себя. Оборудованный по европейским стандартам, комплекс обслуживает клиентов по самым современным технологиям, осуществляя прием деклараций, таможенную проверку и досмотр грузов. В работе одесским таможенникам помогают европейские эксперты Миссии Евросоюза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM). Чтобы детальнее узнать о совместной деятельности ведомств и эффективности результатов сотрудничества, мы побывали в пресс-туре, организованном EUBAM и Южной таможней.


В порту разгружается судно. Контейнеровозы доставляют груз по транспортной эстакаде к Евротерминалу, где происходит таможенное оформление товаров с соблюдением европейских стандартов, которые внедряются в процессе реформ в таможенном секторе.

Нас встречает заместитель начальника таможенного поста "Одесса-Порт" Южной таможни, начальник отдела таможенного оформления № 1 Виктор Ткаченко. В его подчинении 58 сотрудников, работа которых заключается в выполнении задач фискальной службы по наполнению госбюджета, борьбе с нарушениями и контрабандой.

- С начала года таможенным постом "Одесса-Порт" перечислено в госбюджет более 2 млрд гривен, - отмечает Виктор Сергеевич. - На Евротерминале созданы благоприятные условия, отвечающие самым современным требованиям предоставления высококачественных услуг по таможенному оформлению и таможенной очистке внешнеэкономических грузов. Оборудована досмотровая рампа на 14 окон. Прием таможенных деклараций осуществляется с использованием информационного терминала, а также процедуры электронного декларирования, что практически минимизирует человеческий фактор со стороны таможни. Это дает возможность субъекту вносить декларации в информационную базу таможенной службы без участия инспектора. Также организовано оформление по принципу "единого окна". На терминале присутствуют государственные контролирующие органы, которые осуществляют все остальные виды контроля. Это фитокарантинная служба, СЭС, экологическая и другие. Свою работу они ведут по принципу "единого офиса", находятся в одном здании, что минимизирует время, затрачиваемое на оформление пакета документов при прохождении всех разрешительных служб. Таким образом производство таможенного оформления минимизировано. После контроля и проверки всех служб декларант получает пакет документов. И при отсутствии замечаний таможенного инспектора груз выпускается в свободное обращение.

Подводить таможенную систему к европейским стандартам помогают специалисты Миссии EUBAM, которая действует в нашей стране уже девять лет.

Евромиссия была открыта в ноябре 2005 года по просьбе президентов Украины и Молдовы с целью урегулирования конфликтных процессов. Из-за нелегальной деятельности на границе бюджеты Украины и Молдовы теряли достаточно большое количество поступлений. И задача еврослужбы - предотвращать подобные ситуации, в том числе и торговлю людьми, контрабанду. Миссия финансируется Европейским Союзом в контексте европейского инструмента добрососедства. Мандатом Миссии является помощь партнерским службам в их работе, ведомствам Молдовы и Украины, а также правоохранительным органам и другим госслужбам. Миссия имеет штаб-квартиру в Одессе, а также шесть полевых офисов вдоль границы и офис в Одесском морском порту. В ней трудятся около 100 представителей Европейского Союза, а также более 120 сотрудников из Молдовы и Украины.

Колин Гэйзли, специалист по таможенным вопросам из Великобритании, позитивно оценивает изменения в работе Одесского порта.

- Я почти год уже в Одессе, наблюдаю прогресс в проведении реформ портовыми службами. Я вижу, что законодательство приведено в соответствие с европейскими стандартами. Декларации обрабатываются автоматически. Система анализа рисками и управления применяется корректно. И все это является индикатором того, что таможня начинает работать в соответствии с европейскими стандартами. Но в любой организации есть факторы и зоны, для которых требуется улучшение. И таможня не исключение. И я хочу охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию так: "Молодцы, хорошо работаете, учитесь. Продолжайте в том же духе".

Сейчас Колин Гейзли готовит отчет о работе в Одесском порту.

- Отчет включает карту процедур очистки, анализ существующих пробелов и потребностей, детальное изучение времени, которое уходит на каждую из процедур, - объясняет специалист. - Введение ИСПС (информационной системы портового сообщества) в Одесском порту значительно уменьшило время таможенной очистки и упростила все процедуры. Основным фактором в философии таможенного дела является быстрое прохождение через таможню грузов честных экономических операторов. В то же время должна быть соблюдена безопасность границы. Задача таможенных служб в порту - создание "единого окна", где таможенные декларации подаются один раз, и все это интегрировано в единую систему, что должно создать условия для помощи торговли, упрощения процедур таможенной очистки, чтобы экономическим операторам жилось легче.

Со своей стороны, мы помогаем партнерским службам привести их стандарты к европейским практикам, - отмечает таможенник. - Эксперты полевого офиса Миссии работают плечом к плечу со своими партнерами из Украины. Они дают рекомендации, как украинским партнерам улучшить процедуры контроля, а также проводят тренинги на темы, которые касаются работы в портах. Например, как отличить фальшивые паспорт и документы, методы оценки риска товаров, которые еще не прибыли в порт, но документы на которые уже получены. А также методы досмотра контейнеров и судов для того, чтобы обнаружить места, где может быть контрабанда. Сегодня Миссия EUBAM совместно с таможенной службой Украины работает над комплексным документом процедур таможенной очистки, которые действуют в портах.

Миссия считает одной из важных своих задач подготовить украинские ведомства к соглашениям по Европейской ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли, старается помочь, оказать помощь в воплощении данных соглашений.


А мы проходим дальше - в операционный зал, где расположены 14 окон. И одновременно инспекторы могут принять 28 деклараций. Здесь проводятся регистрация, контроль тарифных методов регулирования, проверка наличия лицензий, квот, кода товара, таможенной стоимости, начисление таможенных платежей и списание их в госбюджет.

- Раньше приходилось выстаивать огромные очереди, чтобы подать декларацию, - говорит Николай. - Сегодня все упростилось. Процесс происходит быстро, оперативно. На мониторе в зале можно отслеживать в режиме он-лайн движение декларации по этапам таможенного оформления с момента регистрации до момента выпуска.

- Раньше приходилось подавать декларации в бумажном варианте, - признается Елена, - Сейчас подаю декларации в электронном виде. Это очень удобно. Не нужно находиться в душном помещении долгие часы.

- Процедура электронного декларирования оценена нашими клиентами и уже достаточно широко распространена, - отмечает Виктор Ткаченко. - Сегодня ее используют 60 % наших декларантов. Таким образом, практически полностью исключается контакт инспектора и декларанта. Мы используем передовые, самые перспективные методы. Таможенное оформление осуществляется в режиме импорта не более двух часов при нормативе, установленном таможенным кодексом Украины в четыре часа. В экспортном - не более 1,5 часа.

Для досмотра внешнеэкономических грузов обустроена рампа, где одновременно могут находиться 15 транспортных средств с товарами. Сегодня досматривается 10 % груза, тогда как раньше - все 100 %.

- Благодаря использованию системы рисков стало возможным определять "опасные" контейнеры, где могут быть нарушения, - говорит нам инспектор. - Безусловно, учитывается маршрут следования контейнера, особое внимание уделяется тем грузам, которые следуют из неблагонадежных стран, где могут производиться наркотические вещества. Для проверки приглашаются сотрудники кинологической службы с участием служебных собак.

Инспектор досматривает контейнер с шурупами.

- При взвешивании по приходе на Евротерминал контейнер оказался на 360 кг тяжелее заявленного товаросопроводителем веса, - объясняет таможенник. - И это явилось основанием для досмотра. Наша задача - путем минимальной выгрузки проверить причины превышения веса, наличие в контейнере посторонних предметов.

Таможенники осмотрели груз, сопоставив маркировку, заявленную торговую марку. Шурупы прибыли из Тайваня как изделия из черных металлов. Сторонних предметов в контейнере не оказалось. Специалист объяснил, что вес может варьироваться до 1 %. Здесь немного больше. Возможно, контейнер был неправильно взвешен при отправке. Во всяком случае, нарушение устранено. И в госбюджет в полном объеме перечислены платежи - 146 тысяч гривен с контейнера - таможенная пошлина и НДС.

А мы переезжаем на транзитно-грузовой терминал, где оформляется импорт, экспорт и транзит. Чтобы оформление происходило оперативно и эффективно, таможенники используют систему рисков, которую разрабатывают совместно с европейскими коллегами. Представитель миссии EUBAM - таможенный эксперт Андрей Парву 10 месяцев работает в Одесском порту. Он - таможенный офицер Румынии, приехал поделиться опытом с украинскими коллегами.

- С вступлением в Евросоюз таможенные ведомства Румынии провели ряд реформ, которые сейчас осуществляет Украина, - отмечает специалист. - Мы привели наши службы к европейским стандартам. Та система, которая сейчас внедрена в Одесском порту, аналогична нашей. Но имеет свои особенности. В Румынии контейнер оформляется быстрее, потому что система рисков работает эффективнее, лучше разработаны профили риска, которые позволяют определить опасные контейнеры. И главное преимущество - это то, что таможенный офицер Румынии имеет доступ к большему количеству информации, которая приходит из правоохранительных органов, других государственных ведомств. У нас есть своя база данных. В таких условиях таможенный офицер может очень быстро найти нужную информацию. В рамках мандата мы пытаемся помочь привести украинские таможенные ведомства к европейским стандартам, улучшить систему рисков. Мы основываемся на базах данных, используем открытые источники информации. Составляем профили рисков и внедряем в систему. Не нужно собирать много информации. Следует четко понимать, что именно важно в данном случае. Это также вопрос предотвращения криминальной деятельности, - подчеркивает Андрей Парву. - Нами выработаны рекомендации, как улучшить процедуры, профили риска, правильно посылать запросы и обрабатывать результаты и работать с другими государственными ведомствами.

Такое международное сотрудничество, проведение семинаров, тренингов, общение поднимает на новую ступеньку профессионализм таможенных сотрудников, призванных провести реформы, чтобы достичь прозрачности, оперативности и эффективности таможенного оформления.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.