Номер 45 (1191), 29.11.2013

Ежи ГОФМАН:
"РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ
ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ И ТВЕРДОЕ СЕРДЦЕ"

Выдающийся польский кинорежиссер Ежи Гофман свой первый фильм поставил полвека назад. Комедия "Гангстеры и филантропы" имела большой успех у зрителей, и с тех пор Гофман уверенно входит в когорту "зрительских" режиссеров. Огромным успехом пользовались снятые им эпопеи "Пан Володыёвский", "Потоп", "Огнём и мечом", а драма "Знахарь" стала самым "кассовым" польским фильмом, из когда-либо шедших на советских экранах; в СССР ее посмотрели более 41 млн зрителей.


Примечательна и биография знаменитого кинематографиста. Он родился в семье польских евреев, которая после раздела Польши в 1939 году оказалась в Советском Союзе и была депортирована в Сибирь. Отец режиссера, врач по профессии, пошёл добровольцем в сформированную в СССР первую дивизию имени Костюшко Войска Польского. После войны Ежи Гофман вернулся в Польшу, но вскоре снова приехал в СССР, чтобы учиться во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Отсюда - не только корни его режиссерского мастерства, но и превосходное знание русского языка.

Несколько лет назад Ежи Гофман создал документальный фильм "Украина. Становление нации", в котором проследил историю Украины от давних времен до "оранжевой революции". Картина вызвала бурную полемику, без чего не обошлось и при одесском ее показе три года назад. В этот свой приезд в наш город Е. Гофман показал свою новую работу "Варшавская битва", в основе которой - сражение под Варшавой 1920 года, когда войска маршала Пилсудского разгромили подразделения Красной Армии, практически остановив на два с половиной десятилетия продвижение идей "мировой революции" в Европу.

В кинозале "U-cinema" одесские киноманы имели возможность встретиться со знаменитым поляком, который, несмотря на весьма солидный возраст (81 год), продемонстрировал незаурядный темперамент, живость и чувство юмора.

- Я уже бывал прежде в Одессе, и каждый раз был необыкновенно очарован городом. Ведь это город Мишки Япончика, - с шутки начал режиссер свое выступление. - Наверное, в вас, во внуках и правнуках, течет кровь бандитов, потому что Одесса была бандитской и, возможно, она такой и осталась. Во всяком случае, я так рад быть здесь, что сам немного становлюсь бандитом...

Я помню, когда показывал здесь "Становление нации", то несколько сот человек нас благодарили стоя, а человек десять с рупором кричали: "Гофман - фашист! Гофман - фашист!" Ну и что? Как говорится, всякое бывает, но я помню в первую очередь тех, кому наш фильм пришелся по сердцу.

История - чертовски сложная штука. И хотя факт является фактом, но, кроме факта, есть еще его интерпретация. Я старался сделать этот фильм не с точки зрения поляка. Старался! Но объективизма нет. Пустите 10 человек с камерами на улицу, каждый обратит внимание на что-то другое. Мало того, поставьте 10 камер на улице, они зарегистрируют одинаковое событие, но каждый монтажер смонтирует видео по-своему.

Есть разная Украина, на этой земле перемешалось много наций, благодаря чему украинские женщины самые красивые. История этой страны была очень разной - часто трагичной, очень гордой, но факт независимости и государственности Украины не подлежит сомнению.

- Собираетесь ли вы снимать продолжение фильма "Украина. Становление нации"?

- Нет, не буду. Я закончил свой фильм на победе кандидата "оранжевой революции". Я показал и проигравшего с речью, в которой он обращается к своим сторонникам, что надо готовиться к очередным выборам. Но надежда революции была ее предводителями, увы, погребена; они сделали многое для того, чтобы люди во всем этом разочаровались.

Что касается Украины, то каждый из правителей хочет, чтобы о нем сказали лишь самое хорошее. Но я после себя оставляю фильм, который подписал своей фамилией. Я отвечаю за каждое свое слово и не хочу, чтобы через сколько-то лет кто-то посмотрел мой фильм и сказал, что все-таки Гофман - подлец.

- Один из героев "Варшавской битвы" - маршал Пилсудский. Как вы относитесь к нему?

- Мое отношение к Юзефу Пилсудскому двойственное. Я его невероятно уважаю за то, что он сделал для восстановления страны, организации армии, для защиты от большевизма. Но есть и другая сторона. Когда он пришел к власти, то сверг легальное правительство. Хотя стоит признать, что в это время у нас была такая анархия, что кто-то должен был взять все в свои руки. И он это сделал.

Я низко кланяюсь ему за то, что он сделал во время Первой мировой войны, за то, что он сделал, начиная с 11 ноября 1918 года, когда Польша стала опять самостоятельным и независимым государством. Эту независимость она получила в большей степени благодаря его усилиям.

- В советское время в тех государствах, которые мы условно называли странами Варшавского договора, каждый год появлялись выдающиеся кинопроизведения. Все это было в условиях достаточно жёсткой цензуры. Сейчас, когда свободы много, шедевров стало намного меньше. Как вы считаете, почему?

- Не случайно Польшу называли и мы сами называли себя "самым веселым социалистическим бараком". Не случайно же в Советском Союзе и в других странах "народной демократии" выписывали польские журналы, учили польский язык. Мы были в какой-то степени отдушиной...

Как вы знаете, каждая тоталитарная система является большим меценатом культуры. Так как культура нужна этой системе для самоутверждения, для пропаганды и т. д. Конечно, в той степени, в какой это допустимо с идеологической точки зрения. В то время, если сценарий проходил через цензуру, государство давало деньги на съемки фильма. Сегодня же нет цензуры, но со сценариями всё обстоит не так уж и хорошо.

В то время конкуренция зрелищ была небольшая, и каждый стоящий фильм имел огромную публику, собирал полные залы. Сегодня же открыт весь мир, и не только по телевидению, но и на киноэкранах вы можете увидеть самые лучшие фильмы со всего мира. Из-за этого на рынке уже приходится в какой-то степени воевать за зрителя. И, чаще всего, эта война идет за счет качества, ибо если режиссер или продюсер хотят вернуть вложенные в кино деньги, то им приходится идти на поводу у не лучшего вкуса публики.

Конечно, это не значит, что не появляются серьезные фильмы.

Несколько лет назад у меня была встреча с нашими послами. Я начал с того, что в Конгресс США, когда он был создан, пришли представители народа, скота и полей, люди, которые говорили о своих деньгах так: "Как я заработал свой первый миллион, я вам не скажу, а вот второй - честно". Сейчас их внуки создают фонды университетов, библиотек. Но - внуки!

И я сказал так: "Уважаемые представители народа, я тоже верю, что ваши внуки будут помогать культуре и будут давать на нее деньги. Но что мне до этого? До того времени я не доживу".

Хотя нам удалось провести закон, по которому телевидение от денег, заработанных на рекламе, должно отписывать на культуру определённый процент.

- Какие самые серьёзные проблемы могут возникнуть при работе над фильмом?

- Это вопрос на отдельный симпозиум. Так как бывают невероятно разные проблемы.

И они начинаются с того, что ты хочешь иметь хороший сценарий, деньги для того, чтобы сделать кино лучше, лучших актеров, художников. Ведь кино - это не индивидуальная работа, а общая.

Режиссер должен иметь железные нервы и, увы, твердое сердце. Есть такая народная пословица, может, в ушах дам она прозвучит не очень красиво, но зато точно: : "Если будешь иметь мягкое сердце, то будешь иметь твердую попу"...

- Какие у вас планы на будущее?

- Вы пришли встретиться с молодым польским фильмом. А вышло, что представителю молодого польского кино больше 81 года (смеется).

Я считаю, что делать фильмы должны люди молодые. И, мне кажется, нужно найти момент, когда с честью надо сойти с ринга перед тем, когда тебя пошлют в нокдаун и вынесут ногами вперед. Но, может быть, и я, как старый боевой конь, когда сыграет труба и зазвучат барабаны, тоже пойду. Увидим!

Беседу записали
Александр ГАЛЯС и Анастасия РОБУЛЕЦ.

Фото из интернета.