Номер 31 (1027), 13.08.2010

Капитаны из Одесской средней мореходки

1950-е годы. В стране ещё видны последствия Великой Отечественной войны, средства требовались на очень многое, но государство среди приоритетов особо выделило морской транспорт. Растёт численность флота, развивается береговая база.

Особая роль отводилась подготовке кадров. Стране нужны были штурманы и судомеханики, электромеханики и судоводители... Одесса знала толк в профессиональной подготовке моряков - ещё в 1898 году здесь были открыты Классы торгового мореплавания, на базе которых впоследствии возникло Одесское мореходное училище торгового мореплавания, из него - Техникум водных путей сообщения, потом Одесский морской техникум, а позже - Одесское мореходное училище им. А. Маринеско.


28 июля в училище пришли выпускники 1960 года, ставшие впоследствии капитанами. Владимир Авриянов, Павел Горбенко, Николай Баневич, Василий Дегтяренко, Владимир Дедов, Константин Андреев, Александр Никифоров, Валерий Новожилов, Сергей Степанов, Анатолий Швед... Им приходилось водить сухогрузы и пассажирские суда, китобойцы, плавать в каботаже (по внутренним водным путям) и за пределами родных территориальных вод. Кое- кто из них успел побывать в переделках времён вьетнамской войны (капитан Александр Васейко, 1968, турбоход "Ленинский пионер", противостояние в Тонкинском заливе с авианосцем "Энтерпрайз"), кое-кто "был под пиратами" уже в наше время (например, Владимир Окладников, ныне председатель клуба капитанов и старших механиков ЧМП, - в Гвинейском заливе), так что пиратский грабёж знаком им не понаслышке.

Из актового зала, где каждому из выпускников-капитанов был вручён значок "110 лет Одесскому мореходному училищу", они перешли в музей училища - сокровищницу памяти о рядовых и выдающихся моряках-выпускниках.

В своих выступлениях и интервью ветераны подчеркнули: в меру сил они и по сей день стремятся передавать морские традиции молодёжи.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.

На фото автора:
фрагмент встречи.