Номер 40 (1529), 3.12.2020
Михаил РЫБАК
С тех пор, как я вошел в газетный мир, с самых первых дней этого важного события в моей жизни я понял, что фотография в газете играет очень важную роль. И как достоверная информация, и как неотъемлемое украшение полосы.
Мне повезло, потому что с первых моих шагов рядом были молодые, но способные журналисты, газетчики от Бога, обладавшие внутренним чувством при создании каждой газетной полосы (страницы). Мой первый редактор Ервант Григорьянц, его соратники Игорь Лисаковский, Игорь Беленьков, Владимир Брудный были людьми грамотными в полном смысле этого слова, им были близки все виды искусства. Одним из них они считали газету, которая должна не только с интересом читаться, но и с удовольствием смотреться. Отрадно знать и видеть, что подобное мнение и по сей день живет, но приходится сожалеть о том, что нынче можно увидеть со вкусом иллюстрированную газету московского, киевского, но никак не одесского производства. Кроме, конечно, отдельных изданий или даже номеров.
С Анатолием Князевым (1961 г.) |
К сожалению, не все нынешние редакторы умеют использовать фотографию в своих изданиях. Фотографию, способную не только зафиксировать событие, но и раскрыть тему, образ и состояние человека — нашего современника, порадовать читателя интересным жанровым снимком, таким, который "просто для души".
А ведь были в Одессе фоторепортеры, фотожурналисты, профессионалы со вкусом, для которых газетная фотография была не только источником заработка, но и любимым занятием — ему отдавали и время, и энергию, и творческие способности.
Фотожурналист должен быть истинным летописцем своей эпохи, каждый снимок, предлагаемый для публикации, должен нести ту или иную нагрузку. То ли раскрывать тему, то ли отражать событие, то ли знакомить с человеком, то ли просто быть интересным по своей композиции, ракурсу, привлекать взгляд чисто зрелищными качествами. В отличие от фотографа, который имеет возможность построить кадр, поставить свет, фоторепортер чаще всего должен этот кадр найти, увидеть, вырвать из жизненной толпы и преподнести зрителю (читателю) в своей трактовке. В каждом снимке, сделанном с ходу, должен быть сюжет. Да, такая съемка требует больших затрат времени и фотоматериалов, опыта, мастерства, не говоря уже об умственном и физическом напряжении. Иной раз десятки фотолюбителей, находясь рядом с фоторепортером, увидев впоследствии его фотографии, спрашивают:
— А где это было? А когда это было?
А было это тогда, когда все эти фотолюбители находились рядом или поблизости от фоторепортера.
Здесь поневоле вспоминается диалог между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, который задал вопрос:
— На каком основании вы делаете такой вывод? Я ведь был рядом с вами, но ничего подобного не видел.
— Дело в том, мой друг, — отвечает спокойно Шерлок Холмс, — что между нами есть небольшая разница: вы смотрите, а я наблюдаю.
Мы в свое время заботились о том, чтобы на каждой полосе были иллюстрации, а первая газетная полоса с крупноплановой фотографией должна была украшать, привлекать к себе читателя. Не надо о нем (читателе) плохо думать, лишать эстетического удовольствия. Ему, нашему грамотному, культурному читателю, надоедают огромные "кирпичи" не всегда удобоваримых текстов. Они, как правило, утомляют, а приятная жанровая фотография помогает расслабиться после трудового дня, вызывает положительные эмоции.
Я убежден в том, что любая хорошая репортажная фотография не должна оставлять зрителя (читателя) равнодушным, ибо в каждом фотографическом произведении есть частица переживаний автора, выражен его взгляд на данное событие, более того, даже раскрываются мировоззрение автора, какие-то черты его характера.
Для меня, например, важнейшую роль играет динамика действия, экстремальность ситуации. Даже крупноплановый жанровый портрет хочется видеть в динамике. Только такой портрет, вырванный из жизни, даст возможность понять человека, его внутреннее состояние. И очень обидно видеть, что человека заставили улыбаться перед объективом, сделать искусственно заказанный жест.
Еще более обидно, что в некоторых изданиях из фоторепортера стараются сделать еще одного пишущего сотрудника, если он и писать-то не умеет, сводя на нет газетную иллюстрацию. Сегодня достаточно включить диктофон — и примитивный текст обеспечен. Многое зависит от интеллекта редактора, от его мировоззрения, культуры. Что же касается коллег-фоторепортеров, то и сегодня есть способные профессионалы. Но некоторые в погоне за количеством опубликованных снимков (как и прежде, гонорар платят за каждый снимок, то есть за количество, но нет более высокой оплаты отличного снимка) не думают о качестве. Для этого нужно очень любить свою профессию, быть не просто штатным сотрудником газеты, а творческой личностью. Такими, естественно, не рождаются, но при желании становятся. Нужны, конечно, и природные способности, но и их нужно уметь (или по меньшей мере, не ленясь, хотеть) использовать, развивать.
И все-таки хочется верить, что профессия фоторепортера (в полном смысле фотожурналиста, а не простого фиксатора события) возродится.
Если фоторепортер — инертный, вялый по натуре человек (а значит, он ошибся в выборе профессии), то его фотографии, как правило, "мертвые". Остановить мгновение — совсем не значит зафиксировать статику, потребовать у объекта съемки прекратить движение в ожидании щелчка фотоаппарата. Наоборот, люди должны двигаться, жить своей обычной жизнью, а уж наблюдательный, увлеченный фоторепортер должен зафиксировать именно то мгновение, которое характерно для того или иного человека. И если это удается (здесь нельзя жалеть ни труда своего, ни времени, а тем более пленки), можно получить со временем выразительные характерные снимки.
И нельзя ограничиваться только газетой, работать только на гонорар, надо при любой возможности снимать, никогда не расставаться с фотоаппаратом. Я неоднократно убеждался в том, что, когда на первых порах забывал взять с собой фотоаппарат, случались самые интересные жизненные сценки. А то, что упущено, не повторится. В жизни нет "обратной перемотки". Однако умение увидеть должно сочетаться с искусством изобразить, донести до зрителя событие, эпизод со своей точки зрения. Как это делает художник, начиная свое произведение на чистом холсте.
Чем больше требовательности к себе, тем больше шансов на положительный результат. И обязательно нужно участвовать в конкурсах, выставках, смотреть и учиться у других, показывая в то же время себя.
Когда я задумал первую персональную выставку в 1973 году, то сначала отобрал около 800 негативов. Из них, продолжая отсев, отпечатал почти 500 контрольных отпечатков небольшого формата. Я неоднократно их просматривал, советовался с друзьями, художниками, коллегами-журналистами, которых считал компетентными в изобразительном искусстве, показывал даже просто знакомым, и в конце концов всего 100 ФОТОГРАФИЙ удостоились права быть увеличенными до выставочного формата, и они-то составили экспозицию выставки.
Нельзя расслабляться и в повседневной работе. Каждый газетный снимок, а тем более фоторепортаж, должен быть продуман, отшлифован, отобран из какого-то количества вариантов. Да, нас всегда преследует спешка, но и при этом нельзя опускаться до элементарно-ремесленного "Внимание, снимаю!".
Съемка лишь часть творческого процесса. Он продолжается в лаборатории, во время печати фотографий, где можно и нужно выкадровать снимок, придать ему зрелищность в том формате, в котором он наиболее выгодно смотрится, но никаких лабораторных комбинаций, химических фокусов не признаю. Я фоторепортер, и каждый снимок должен быть натуральным, жизненным.
В поиске решается, каким подать тот или иной снимок: прямоугольно-горизонтальным или квадратным, а может быть, вынуть из него ядро для вертикального изображения, которое принято называть "свечкой". И все же, чтобы снимок выигрышно смотрелся в газете, нужен творческий ответственный секретарь, ибо важно не просто поставить снимок на полосу, а найти ему правильное место, не ошибиться в размере. Еще больше ответственности при публикации фоторепортажа. Страшнее всего, когда соседствуют на полосе несколько одноплановых портретов. Эдаких 3-4 фотографических "кирпича" без смысла и содержания. И только разные фамилии людей отличают фотографии друг от друга.
Все глубже и шире внедряется не только в журналы, но и в газеты цветная фотография. Она привлекает взгляд красками, возможностью выделить цвета, приближенные к натуре. Однако черно-белая фотография останется навсегда фундаментом газетно-журнального изобразительного творчества. Это классика, построенная на свете в сочетании с композицией.
Видение фоторепортера, раскрытие темы начинается с черно-белого изображения.
Сегодня даже ребенок может при современной технике нажать на кнопку и сделать цветной снимок, который после обработки в машинах-автоматах украсит семейный фотоальбом.
Однако далеко не каждый профессиональный фотограф способен создать интересную, содержательную черно-белую фотографию. Жаль, обидно, что многие успокоились на обычной фиксации факта. Поэтому и приходится задуматься: возродится ли профессия фоторепортера?
Могу гордиться тем, что мое отношение к профессии фоторепортера пробудило к творческому подходу по крайней мере двух молодых коллег, которые справедливо считают себя моими учениками. Один из них успешно творит в Одессе, и сегодня в нашем городе он один из самых творческих среди всех нынешних фоторепортеров; второй переселился в Нью-Йорк и, хотя жизнь заставила сменить профессию, остался в душе своей фотожурналистом высокого класса — мыслящим, всесторонне грамотным: во всяком случае, Саша Чоклин и сейчас не расстается с фотоаппаратом. И я уверен — никогда не расстанется.
Обидно, что во многих газетах фотография все чаще становится придатком к тексту и, несмотря на занимаемую площадь, не обращает на себя внимания читателя, задавленная огромными текстами-кирпичами, которые далеко не всегда могут рассказать то, что удачно сделанная и со вкусом поставленная на газетную полосу репортажная фотография, остановившая мгновение той или иной реальной жизненной ситуации.
И все-таки уверен в том, что раньше или позднее профессия фоторепортера возродится в ее лучшем виде, и остановленное мгновение той или иной жизненной ситуации снова будет в центре внимания редакторов нового поколения и широкой читательской аудитории.
От редакции. Этот текст Михаил Рыбак написал больше 20 лет назад, в последние годы уходящего ХХ века. Неутомимый репортер и мастер своего дела пытался анализировать будущее любимой профессии. Многие наблюдения, советы и оценки мастера актуальны по сей день. Как и сама фотография.