Номер 35 (1379), 22.09.2017
Соглашение об ассоциации Украины и ЕС предусматривает, в частности, сотрудничество между Сторонами с целью "реструктуризации и обновления транспортного сектора Украины и постепенной гармонизации действующих стандартов и политики с существующими в ЕС" (статья 368).
Морской транспорт - важнейшая составляющая часть отечественной транспортной системы и во многом - связующее звено между Украиной и зарубежными странами, в том числе входящими в Евросоюз. Успешное его развитие существенно зависит от уровня транспортной инфраструктуры, которой, откровенно говоря, еще достаточно далеко до европейского уровня. Но работа в этом направлении идет, и уже достигнуты определенные результаты. Что и было засвидетельствовано на "Черноморском контейнерном саммите", в котором приняли участие эксперты Евросоюза, а также практики из Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии, России.
Наглядный пример внедрения европейских технологий мы увидели во время пресс-тура, который провели организаторы Саммита - информационно-аналитический центр "BlackSeaTrans", а также издательство "Порты Украины". На крупнейшем контейнерном терминале Украины группа компаний ТИС запустила контейнерный поезд DneproLine, который еженедельно курсирует между терминалом ТИС и Днепровским речным портом. Экономическая выгода от этого поезда очевидна, особенно с учетом качества отечественных дорог. Загружая в контейнеры на 15-20 % больше веса, чем на автотранспорт, собственники груза получают значительную экономию на логистике. Вдобавок это позволяет не разрушать дороги грузовиками.
Емкость одного контейнерного состава, который курсирует между ТИС и Днепром, составляет 100 TEU (TEU - единица измерения груза, равная объёму одного 20-футового контейнера).
Расстояние в 630 километров такой состав преодолевает за 19 часов, что намного быстрее времени обычных поставок по железной дороге.
На сегодняшний день контейнерный поезд совершил 15 круговых рейсов, и в дальнейшем планируется оборудовать контейнерную площадку в Днепровском порту.
Как подчеркнул заместитель министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань, проекты, подобные тому, какой реализует ТИС, полностью отвечают положениям Соглашения об ассоциации, в частности той части статьи 369, в которой идет речь о нормативных требованиях "по модернизации технического оборудования и транспортных парков для соблюдения высоких международных стандартов". Стимулируя развитие контейнерных перевозок, рассказал заместитель министра, Министерство инфраструктуры выделяет в качестве первоочередных задач урегулирование тарифной политики, равноправный доступ операторов и создание системы получения инвестиций. Так, Кабинет Министров принял решение снизить ставки портовых сборов с 1 января 2018 года. Одновременно с этим будут сокращены и отчисления в бюджет части чистой прибыли с 75 % до 50 %. А это значит, что более значительная часть прибыли Администрации морских портов Украины (АМПУ) будет направлена на капитальные инвестиции. Ведь портовые сборы должны в первую очередь быть источником модернизации и развития портовой инфраструктуры.
В то же время Татьяна Титаренко, директор компании "ЛеГран. ТТ" считает, что для выработки сбалансированных тарифов предстоит еще много работы.
- То, что Кабмин поручил Министерству инфраструктуры рассмотреть вопрос о понижении ставок портовых сборов до 20 % - только полдела, - отметила специалист. - Остается еще много вопросов: к каким портам будут применены скидки, на сколько. Но надо признать, что это решение Кабмина может дать толчок позитивным изменениям, которые инициировать должны мы сами. Нашими усилиями мы смогли добиться решения суда для упразднения канального и якорного сборов за проход подходного канала в Одесском порту. Этот сбор был веден в 2016 году по четырем гаваням Одесского порта. Мы доказали в суде неправомерность этих решений. Так и в будущем - только активность, сплоченность и настойчивость помогут нам добиться приемлемых правил для развития контейнерных линий.
О том, как АМПУ разрабатывает условия, стимулирующие развитие контейнерных перевозок, рассказал Райвис Вецкаганс, и. о. председателя АМПУ, имеющий большой опыт в управлении контейнерным терминалом в Европе.
- Сегодня мы занимаемся обновлением методологии портовых сборов, разрабатываем модель расчета, - заявил Р. Вецкаганс. - До 1 ноября мы должны дать проект снижения до 20 % сборов по всем портам. Но проблема портов заключается в освоении капитального инвестирования, ведь финансовый план мы получили только в июле. Тем не менее я полагаю, что намеченные проекты будут реализованы. Возвращается позитивная динамика развития портов, растет экономика, появляются новые игроки на рынке контейнерных перевозок, которые могут влиять на грузопотоки.
Один из таких новых игроков заявил о себе на Саммите; это компания Hutchison Ports, которая намерена инвестировать средства в порт "Черноморск".
Украинские порты сегодня достаточно привлекательны для иностранного капитала, считает также Филип Свенс, президент компании "Контейнерный Терминал Одесса" - "дочки" одного из ведущих европейских портовых холдингов Hamburg Port and Logistic Corporation (Германия). По его мнению, есть хорошие перспективы для транспортировки контейнеров через Одессу. Тем более с использованием наработанных в Гамбурге ноу-хау в сфере логистики информационных технологий. В то же время, считает эксперт, предстоит большая работа на европейском рынке, где приходится сталкиваться с большой конкуренцией.
Роман Колоянов, гендиректор компании "Мaersk Ukraine", представил новый океанский сервис компании "Мaersk Line" на Черном море. Контейнеры оборудуют модулями GPS и WIFI, чтобы грузоотправитель мог видеть, где находится его контейнер и как соблюдаются температурные условия. Это новшество вызовет еще больше доверия у клиента.
Важность развития контейнерных перевозок для экономики Украины подчеркнула Екатерина Михайличенко, заведующая сектором развития транспортной инфраструктуры Национального института стратегических исследований.
- Мировая экономика имеет тенденцию к росту, - указывает исследовательница, - в прошлом году она выросла на 3,1 %. В Китае рост ВВП выше в два раза. На этом фоне Украина становится крупнейшим экспортером продуктов питания, в том числе в страны ЕС. В этом году в Украине прогнозируется высокий урожай зерновых (до 63 млн тонн), тогда как в Европе, в связи с погодными условиями, урожай значительно хуже. Совет ЕС предоставил Украине дополнительные квоты на мед, пшеницу и другие группы товаров. А это открывает новые перспективы для нашей экономики, в том числе и для роста контейнерной перевалки.
Соглашение об ассоциации (статья 368 ч. 2) предусматривает, что "сотрудничество также будет направляться на улучшение движения пассажиров и грузов, рост текучести транспортных потоков между Украиной, ЕС и третьими странами региона за счет устранения административных, технических, пограничных и других препятствий". В этом направлении выстраивает работу и Одесская таможня ГФС. Как рассказал ее руководитель Александр Власов, проведенная оптимизация таможенных процедур способствовала привлечению грузовых потоков. Так, с начала года на 20 % увеличилось количество обработанных контейнеров в Одесском порту. Сейчас отрабатывается упрощение грузовых таможенных деклараций, чтобы сократить время простоя. В близкой перспективе - оборудование сканерами пропускных пунктов, что позволит уменьшить время досмотра таможенного груза.
В целом же, по мнению опрошенных нами участников Саммита, он стал своего рода смотром "контейнерных сил" черноморского региона, предоставил возможности для плодотворного общения транспортникам, грузовладельцам, перевозчикам, операторам терминалов, линейным агентам, экспедиторам, словом, всем, кто связан с транспортной отраслью на Черном море.
Материалы полосы подготовили
Александр ГАЛЯС и Инна ИЩУК.