Номер 31 (1424), 7.09.2018
Украина считается одной из стран, где процветает торговля "живым товаром".
Но на самом деле эта проблема - мировая. Наша страна тут далеко не единственная и даже не "передовая". Эта проблема настолько острая, что пути ее решения ищут множество международных институций, включая Совет Европы, где активно работает мониторинговая группа по вопросам противодействия торговле людьми ГРЕТА.
Основная причина этого позорного явления состоит в том, что торговля людьми - один из самых прибыльных бизнесов; после торговли оружием и наркотиками. Но правительственная уполномоченная по вопросам гендерной политики, входящая в состав мониторинговой группы СЕ, Катерина ЛЕВЧЕНКО считает одной из важнейших причин купли-продажи "человеческого товара" дискриминацию по половому признаку. По ее мнению, свидетельствует журналист Владимир Доброта, пока не установится гендерное равенство, вряд ли удастся преодолеть это позорное явление.
В беседе с нашим коллегой профессор К. Левченко рассказывает о деятельности мониторинговой группы ГРЕТА, а также о том, как рекомендации этой группы помогают Украине нарабатывать европейские подходы в противодействии торговле людьми.
- Какие задачи возлагаются на ГРЕТА?
- ГРЕТА осуществляет мониторинг исполнения государствами положений Конвенции о противодействии торговле людьми. Наша группа изучает, каким образом национальное законодательство, национальная политика, а главное, практика, соответствуют нормам, заложенным в Конвенцию.
Первый мониторинговый раунд начался в 2010 году, второй - в 2014-м. Мы ожидаем, что в 2019 году начнется третий мониторинговый раунд и в конце 2018 года уже будут отправлены вопросы государствам, чтобы они начинали готовиться к визитам.
- Как подбираются эти вопросы?
- Во время мониторинга выбираются вопросы, на которых ГРЕТА акцентирует особое внимание. Так, во время второго мониторингового раунда это были вопросы, связанные с торговлей людьми с целью трудовой эксплуатации, с противодействием торговле детьми. Также были поставлены вопросы, касающиеся гендерной дискриминации, поскольку эксперты не сомневаются в том, что она остается одной из коренных причин наличия торговли людьми.
- Какие проблемы были в центре внимания по этой теме?
- Представители ГРЕТА исследовали, как в том или ином государстве вопросы гендерного равенства институализируются. Рассматривалось, есть ли соответствующая государственная структура, координационный орган, уполномоченное лицо, консультативно-совещательный орган, советники. Есть ли специальные службы, которые могут оказывать помощь пострадавшим от различных форм дискриминации по половому признаку. Насколько осведомлены специалисты, прежде всего государственные служащие по поводу этой проблемы. Насколько гендерная тема входит в тренинги и учебные программы для специалистов, которые оказывают разные услуги жертвам торговли людьми, или работают над раскрытием этих преступлений. Как видно из перечисленного, это комплексный вопрос.
Также обращали внимание на то, есть ли в национальном законодательстве отдельный закон о равных правах и возможностях, как выполняются положения других связанных с этой темой Конвенций Совета Европы. В частности, Стамбульской Конвенции, касающейся предупреждения домашнего насилия и насилия над женщинами и борьбы с этими явлениями.
В начале 2018 года Совет Европы принял новую Стратегию по вопросам гендерного равенства на 2018-2023 годы, которая готовилась всеми странами - членами Совета Европы, в том числе и Украиной. Этот документ является очень важным для европейских стран и для нас. И его положения также учитываются во время мониторинговых раундов ГРЕТА.
- Сколько членов Совета Европы ратифицировали Конвенцию о противодействии торговле людьми?
- На сегодняшний день этот документ ратифицирован 47 государствами. Столько же стран являются членами Совета Европы. Однако речь идет не о полном совпадении. Так, Конвенцию ратифицировала Беларусь, которая не входит в Совет Европы. Напротив, этот документ не подписала и не ратифицировала Российская Федерация.
Пока страны других континентов не присоединялись к Конвенции, но имеют повышенный интерес к ней. Например, Тунис, Марокко, Япония, Филиппины, Бразилия, Израиль. Конвенция открыта к подписанию.
- Почему Россия до сих пор не подписала Конвенцию?
- Мне сложно об этом говорить не только в политическом, но и в экспертном плане. Вообще Совет Европы и Российская Федерация - это проблемный узел вопросов. Россия является очень крупной страной назначения. Для всех стран-соседей именно здесь происходит эксплуатация пострадавших от торговли людьми. Это касается не только Украины, но и Азербайджана, Армении, Грузии, Таджикистана, Киргизстана, Молдовы, Беларуси и других стран. Хорошо известно, что дешевый труд мигрантов является серьезной опорой российской экономики.
Но никакой информации относительно неподписания Конвенции со стороны России не было. Для пострадавших от торговли людьми это плохо. Ведь Конвенция закладывает гарантии помощи, обязательства противодействия и стандарты. И по многим странам видны положительные изменения после внедрения в жизнь рекомендаций ГРЕТА.
- Конкретнее, о каких странах и каких изменениях идет речь?
- Например, я была во время первого мониторингового раунда 2014 года в Литве, потом снова посетила эту страну в 2018 году во время второго мониторинга. Было видно, что Литва во многом последовала рекомендациям, и положительных изменений немало. Они будут отражены в готовящемся отчете. То же самое можно говорить и о других странах.
Но возникают новые вызовы. К примеру, связанные с волной миграции, с сирийским конфликтом. Там также есть очень серьезные проблемы.
- С чем это связано?
- Прежде всего с тем, что среди мигрантов очень плохо налажен процесс идентификации пострадавших от торговли людьми. А от этого зависит и помощь, которая им оказывается.
Для Украины это тоже вызов. У нас не столько мигрантов, как, скажем, в странах Средиземноморья, но проблема есть, и ее надо решать.
Кроме того, речь идет о гендерной проблематике. В волне мигрантов абсолютное большинство составляют мужчины. Их семьи остаются дома. Воссоединение таких семей сложный процесс. Это тоже нужно учитывать.
- Какие факторы сказываются на проблеме торговли людьми в Украине?
- Без сомнения, экономическая ситуация и низкий уровень заработной платы являются весомыми факторами, подталкивающими людей к поиску лучшей жизни, поддержки любых сомнительных предложений и пр. И это в ситуации, когда внутренний спрос на рабочую силу растет. Но мы видим различные виды эксплуатации мужчин и женщин. Мужчины - это преимущественно трудовая эксплуатация, женщины, кроме трудовой эксплуатации, могут подвергаться и сексуальной. Дети эксплуатируются в попрошайничестве, принудительном труде.
Мы также видим, что есть пока еще непризнанные формы торговли людьми. Например, суррогатное материнство. Это сложный и спорный вопрос, но есть немало поводов в разных странах, в том числе в Украине, говорить о том, что оно может приводить к торговле людьми. То есть, это тоже группа риска. Или торговля тканями, клетками, которая не запрещена у нас на уровне законодательства. Достаточно популярна, если открыть Интернет, торговля яйцеклетками - без достаточной медицинской помощи и реабилитации после осуществления такой операции. Вообще это попадает под действие другой Конвенции Совета Европы, касающейся борьбы с торговлей человеческими органами. Она пока еще не подписана и не ратифицирована Украиной. Но эти международные документы очень связаны между собой. И поэтому ГРЕТА в своих отчетах призывает государства присоединяться к этому документу.
- Кроме экономических, какие еще факторы влияют на торговлю людьми в Украине?
- Война на востоке Украины привела к тому, что у нас около 1,8 млн внутренне перемещенных лиц. Большинство из них - это женщины, дети. Они не являются пострадавшими от торговли людьми, но составляют так называемую уязвимую группу для этого явления. Назрела необходимость внедрения гендерно дезагрегированной статистики в этом вопросе, чтобы оперировать точными данными.
Хочу обратить внимание также на то, что сегодня в международном праве очень широко трактуется понятие уязвимости. Такая современная трактовка отражается и в решениях Европейского суда по правам человека, и в национальных судебных системах. Так, если раньше речь шла о торговле людьми лишь тогда, когда пострадавшим вообще не платилась заработная плата, и было грубое физическое насилие, то сегодня под определение "торговля людьми" попадают случаи, когда пострадавшие получают деньги за работу, но они значительно меньше установленного минимума на уровне той или иной страны. И суды, в частности в Нидерландах, недоплату заработной платы рассматривают как трудовую эксплуатацию, а точнее - торговлю людьми с целью трудовой эксплуатации.
- Какие государства в наибольшей степени являются "странами назначения" для наших сограждан?
- Среди них - Российская Федерация, Польша, Турция, Германия, Израиль, Арабские Эмираты. К ним, кстати говоря, относится и сама Украина, что говорит о наличии внутренней торговли людьми.
Я много лет занималась этой темой, сейчас причастна к ней как член ГРЕТА, и вижу, что перечень стран, в которых наши граждане преимущественно страдают из-за торговли людьми, фактически остается постоянным.
С другой стороны, за последний год в Украине не было идентифицировано иностранцев, пострадавших из-за торговли людьми. Это тоже своеобразный вызов для нас, этот вопрос необходимо решать.
По этому поводу я хочу обратить внимание на заявление, которое недавно к Всемирному дню противодействия торговле людьми сделала Мария Грация Джаммаринаро, Специальная докладчица ООН по вопросам противодействия торговле людьми, особенно женщинами и детьми. Особое внимание она уделила проблеме торговли людьми среди мигрантов, беженцев и искателей приюта. При этом она сделала акцент на трех вопросах.
Во-первых, на том, что мигранты имеют те же самые права человека, что и другие, и их нужно уважать. Во-вторых, государство обязано предупреждать, противостоять торговле людьми. И третье - это роль общественных организаций, которая очень важна.
- А насколько же важна роль негосударственных структур в Украине в противодействии торговле людьми?
- Я начинала свою общественную и научную деятельность с вопросов защиты прав женщин и продвижения гендерного равенства, организовывала общественную организацию "Ла Страда - Украина". Мы очень скоро увидели, что есть связь между торговлей людьми и гендерной дискриминацией, домашним насилием. Не случайно такое название Национальной горячей линии - 0800-500-335 или 116123 (с мобильного) - круглосуточная.
ГРЕТА начинает свои визиты в страны со встреч с общественными и международными организациями. Известно, например, что общественные организации и Международная организация по миграции идентифицируют значительно больше пострадавших, чем государственные структуры - Министерство социальной политики или Национальная полиция Украины. И такая ситуация не только в Украине.
Ответ, который эксперты ГРЕТА получают на вопрос о таком положении дел по всей Европе, заключается в том, что к международным и общественным организациям люди обращаются более открыто, чем в государственные структуры. Кстати, это нужно учитывать при организации услуг по оказанию помощи. И очень хорошо, что во многих странах именно общественным организациям предоставляют деньги из государственного бюджета на поддержку приютов для жертв насилия, торговли людьми, организации оказания медицинской, социальной, психологической помощи для них или поддержки работы "горячих линий". Так работают в Литве, Латвии, Эстонии. Такой опыт стоит перенимать.
Кроме того, вместе с экспертами "Ла Страда" мы проанализировали отчеты ГРЕТА по поводу соблюдения гендерного равенства. Это важно и в контексте моей работы как Правительственной уполномоченной по вопросам гендерной политики и специального представителя ГРЕТА по вопросам гендерного равенства (ведь каждое подразделение Совета Европы, каждый комитет или комиссия имеют таких представителей). Мы считаем, что эти вопросы обязательно должны быть учтены при планировании, формировании, реализации и мониторинге политики. Ведь тут можно отыскать объяснение, почему в стране острой является проблема торговли людьми, и какие инструменты могут быть эффективными для ее преодоления.
Подготовил Андрей РАЙКОВ
по материалам, предоставленным
Национальным пресс-клубом
"Украинская перспектива".