Номер 29 (1224), 1.08.2014
Обычно перед тем, как брать интервью, я стараюсь как можно больше узнать о человеке, с которым предстоит беседовать, составляю план разговора, продумываю вопросы... Но все равно в процессе беседы нередко чувствую себя напряженной, боюсь упустить что-то важное. Ведь всякое случается!
Но на этот раз мне не пришлось изучать биографию своего собеседника. И не волновалась я нисколечки, поскольку уже на пороге дома меня радостно встретили, поцеловали, а сама беседа проходила в хорошо знакомой мне обстановке. Почему? Да потому что напротив меня сидел мой горячо любимый дедушка.
Но это для меня он дедушка, а вообще Борис Михайлович Робулец - заслуженный тренер СССР и Украины, наставник большого количества известных спортсменов, в том числе Геннадия Авдеенко - знаменитого в свое время прыгуна в высоту, олимпийского чемпиона и чемпиона мира. Говорят, что человек - творец своего счастья. Мой дедушка - яркий тому пример, в чем, надеюсь, убедит читателей наша беседа.
- Ходить в пятый класс мне пришлось в другую деревню, потому что в нашей школе было всего четыре класса. Каждый день - по пять километров, в любую погоду, естественно, пешком, я ходил через поля, посадки. Мне до сих пор иногда снится та дорога, такая трудная, что из 30 человек, которые начали ходить со мной в пятый класс, только я один окончил среднюю школу. Остальные не выдержали, пошли работать.
- А почему ты не бросил?
- Я очень рано начал читать. У нас в школе была небольшая библиотека, а в ней - Джек Лондон, Эмиль Золя, Бальзак, Лермонтов, Пушкин. Я не хотел остаться безграмотным человеком, хотел учиться. Понимал, что если остановлюсь, то буду как те, которые бросили школу. Работа в колхозе адская - от темна до темна, к тому же плохо оплачиваемая, и работать приходилось, по сути, за кусок хлеба.
Я хотел вырваться из этого круга, хотел учиться, одно время даже стать путешественником. Начитавшись книг, я хотел открывать новые земли, неизвестные уголки нашей планеты. Я был охвачен романтикой, и это заставляло меня двигаться вперед. Бывало, ноги мерзнут, сапоги порвались, а я всё иду и иду, упрямо сцепив зубы...
Помогало то, что я рано начал заниматься спортом. С пятого класса играл в футбол за команду своего села, потом - за районную. В школе был самым сильным в классе, ну представь, каково это - преодолевать каждый день пять, а в 10-м классе - и все восемь километров! А бывало, чтобы не опоздать, приходилось и бежать часть дороги.
Естественно, я стал физически очень сильным, и поэтому, когда проходили соревнования по бегу или пятиборью, всегда занимал первые места. Даже стал серебряным призером чемпионата республики, а потом и чемпионом. Занимался также и в секции бокса.
- А почему ты стал тренером?
- Всегда хотел быть именно тренером, поэтому после школы поехал учиться в Кишиневский физкультурный техникум, а затем поступил в Киевский институт физкультуры.
Преподавал у меня Зосима Петрович Синицкий - заслуженный тренер СССР и Украины, заведующий кафедрой лёгкой атлетики, который подготовил нескольких олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Его пример дал мне дополнительный импульс к движению вперед.
Будучи студентом, я набрал группу семиклассников, и потихоньку пришло понимание: чтобы добиться хорошего результата, надо набирать детей уже со второго класса. В 7-8 лет дети мягкие, бесстрашные, трудолюбивые, легко поддаются обучению и нагрузкам, есть шанс, что к 13-14 годам из ребенка получится хороший спортсмен.
После окончания института меня отправили в Одессу работать тренером и директором стадиона "Январец". А вскоре перешел работать старшим инструктором в Ильичевский райисполком, где физкультура и спорт были в упадке. Всего лишь за один год район с последнего места поднялся на первое - в городе и в области - и на третье - среди районов всей Украины.
- Ого! А как это тебе удалось?
- Первым делом собрал всех учителей физкультуры района и обязал каждую школу открыть спортивные секции. Например, в одной школе была хорошая площадка и зал - это подходит для баскетбола, футбола и волейбола. У другой школы - маленький зал, но тут может быть секция настольного тенниса или борьбы.
В районе не было ни одной дворовой площадки - за год их появилось 27. Естественно, когда появилось место, где можно играть, молодые люди после работы выходили во дворы. Так создавались команды, и со временем у меня в районе было 40 команд, и мы между ними проводили соревнования.
Но вскоре мне стало тесно на этом поприще, захотелось идти дальше. А тут как раз на стадионе СКА открылась детская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике, и меня туда пригласили работать тренером.
Я начал с того, что ходил по школам, наблюдал за детьми. Самых способных привлекал в школу, затем из них вырастали чемпионы и призеры первенств СССР и Украины, мастера спорта международного класса... Но самым сильным был Геннадий Авдеенко. Он пришел ко мне как раз во втором классе, а затем стал чемпионом мира и Олимпийских игр.
- А как тебе удалось вырастить из второклассника чемпиона такого высокого уровня?
- Тренер - это тот же свободный художник, только художник ищет тему для картины, а тренер - ученика, из которого можно сотворить шедевр.
Задача тренера - увидеть в ученике перспективу, но и этого недостаточно. Нужно вложить в него свои знания, показать путь, сохранить ему здоровье и желание дальше тренироваться.
Я Гену вел девять лет до того момента, когда он стал чемпионом Советского Союза среди юношей, 12 лет - до звания чемпиона мира и 17 лет - до победы на Олимпийских играх.
После этого проработал ещё два года на стадионе "Динамо", а потом поступило предложение стать тренером в детской спортивной школе столицы Австрии Вене.
И там я набрал учеников и начал с ними работать. Спустя три года в сборную Австрии попали три моих воспитанника, на четвертый год 16-летний Мартин Лобель стал чемпионом Европы среди юниоров по прыжкам в высоту с результатом 2 метра 19 сантиметров.
Работая в Австрии, я открыл для себя новую методику тренировок, которая была гораздо лучше, чем та методика, по которой я готовил своих спортсменов к Олимпийским играм.
У нас считалось, что тренироваться нужно в обязательном порядке два раза в день, давались сумасшедшие нагрузки, которые иногда приводили к тому, что спортсмены не могли после них восстановиться ни физически, ни психологически. А когда я присмотрелся к тренировкам немцев, французов, итальянцев, то увидел, что у них занятия носят характер игры, и тем самым психология более раскрепощена. Оказалось, что можно давать в три раза меньше нагрузок и при этом добиваться высоких результатов.
В Австрии я проработал шесть лет, уехал в 1991-м, еще до развала Советского Союза, а вернулся уже в 1996, когда весь спорт был развален, остались только островки с мизерной зарплатой. Естественно, после приезда и речи не было о возвращении к тренерской работе: надо было зарабатывать деньги и кормить своих детей.
Но сейчас, анализируя свою трудовую деятельность, я с уверенностью могу сказать: если бы мне предложили повторить свою жизнь снова, я бы её без сомнений согласился.
Беседу вела Анастасия РОБУЛЕЦ.
На фото:
- Борис Робулец с Геннадием Авдеенко;
- тренер и его воспитанники.