Номер 28 (1421), 17.08.2018
Энергетический сектор украинской экономики давно ждет реального реформирования. И реформировать его необходимо не только по экономическим, но и по геополитическим причинам.
Энергоемкость отечественного народного хозяйства является едва ли не самой высокой в Европе, что самым существенным образом влияет на цены и тарифы всех без исключения товаров на отечественном рынке.
Сказанное выше - вроде как аксиома.
Тем более что энергетике посвящен отдельный раздел Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Тем не менее не так часто можно найти информацию о том, как реформы в энергосфере могут повлиять и влияют на качество жизни в отдельных регионах. Нас, естественно, эта тема волнует применительно к Одессе и Одесской области. В какой степени Одесса и одесситы могут оказывать влияние на ход реформ в энергетике? Как мы можем следить за изменениями в этой сфере, откуда черпать нужную информацию и как реагировать на такие изменения? Что следует делать местным органам власти гражданскому обществу, СМИ для успешного решения задач, вытекающих из Соглашения об ассоциации?
Ответы на эти и другие вопросы мы постарались отыскать при помощи экспертов коалиции "Энергетические реформы".
Экономить не умеем или не можем?
Опрошенные нами эксперты в один голос утверждают, что Украина является самым неэкономным потребителем электроэнергии среди промышленных стран, причем даже во всемирном масштабе. При этом ссылаются на исследование, которое было проведено секретариатом Энергетической хартии, Международным энергетическим агентством и ООН, согласно которому энергоемкость экономики Украины составляет 0,4 кг условного топлива в пересчете на один доллар внутреннего валового продукта (ВВП), что вдвое превышает энергоемкость США и втрое - энергоемкость Германии и Японии. И это при том, что Украина обладает относительно ограниченными источниками энергии и очень зависима от импорта. Вряд ли следует разъяснять, насколько такая зависимость от других стран является серьезной угрозой государственной безопасности.
Проект Энергетической стратегии Украины объясняет подобное положение вещей значительной долей энергоемких отраслей в структуре отечественного ВВП, низкой энергетической эффективностью транспортирующих секторов и высоким уровнем энергопотребления домохозяйствами для отопления и нагрева воды. В среднем по Украине, жилищный сектор за год потребляет 250-270 кВт/час на квадратный метр жилой площади, что почти вдвое больше, чем в европейских странах с похожим климатом.
Согласно Энергетической стратегии уже к 2020 году Украина должна уменьшить общее первичное энергоснабжение на 10 %. К 2035 году доля возобновляемой энергии в общем первичном энергоснабжении должна достичь 20 % благодаря замене угля и природного газа биомассой и биоэнергией. А коэффициент энергоемкости в связи с этим должен понизиться до уровня 0,12 кг условного топлива за один доллар ВВП.
Одесса - пример успеха
Статья 337 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС прямо указывает на то, что сотрудничество в сфере энергетики должно стимулировать "повышение энергетической безопасности, конкурентоспособности и устойчивости", столь необходимое для экономического роста. Положения Соглашения также важны для проведения политических реформ в энергетическом секторе.
В последние годы Украина приняла ряд радикальных мер по реформированию энергетического сектора, обусловленных правовыми обязательствами по Соглашению, Договором об учреждении Энергетического сообщества и условиями МВФ для предоставлении макроэкономической финансовой помощи. Однако, как справедливо отмечают авторы исследования "Украина и Соглашение об ассоциации: местное измерение в реформах энергетики и окружающей среды", органы местного самоуправления почти не были включены в эту работу. Но благодаря децентрализации происходит постепенная передача полномочий и бюджетных ресурсов от государственных органов - к местным органам власти. Это затрагивает и сферы, касающиеся евроинтеграции, которых практически абсолютное большинство. От успехов децентрализации на уровне территориальных громад во многом зависит и качество проведения энергетических реформ, и улучшение бизнес-климата в регионах.
"Роль органов местного самоуправления и местных органов государственной власти в выполнении обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации в сфере энергетики весьма существенна, - считает координатор жилищных программ гражданской сети ОПОРА Татьяна Бойко. - И тут я бы особо выделила мероприятия по энергоэффективности. Так, крайне важен вопрос финансирования мероприятий по энергоэффективности в жилом фонде на уровне органов местного самоуправления путем реализации местных программ поддержки ОСМД".
Одесса - один из успешных примеров реализации реформ. После того, как в сентябре 2015 года был подписан "Меморандум о партнерстве в сфере энергоэффективности жилых домов между Одесским городским советом и Государственным агентством по энергоэффективности и энергосбережению Украины", процесс пошел с небывалой скоростью. В поддержку реализации целей Меморандума почти сразу была принята городская Программа возмещения частей кредитов, полученных населением на внедрение мероприятий по энергосбережению на 2015-2016 годы (т. н. программа "теплых кредитов").
За период 2017-2018 гг. в рамках городской программы компенсации "теплых кредитов" было выделено 3,8 млн гривен, из которых 1,8 млн гривен потрачены только в первый год. За эти деньги устанавливают теплосчетчики и проводят мероприятия по энергосбережению.
Компенсации для ОСМД по одесской городской программе составляют 30 % от тела кредита, но не более 15 тыс. гривен - при установке приборов учета тепла, и только 20 % от тела кредита (не более 100 тыс. гривен) - при проведении энергосберегающих мероприятий, таких, как утепление стен, замена окон, починка крыш и т. п. Программой могут воспользоваться и отдельные жители города - для физических лиц предусмотрены компенсации в размере 30 % от тела кредита (не более 4 тыс. гривен) для установки теплосчетчиков и 20 % от тела кредита (не более 5 тыс. гривен) - при выполнении других работ. Статистика показывает, что за три года экономия для потребителей составила около 40 % - немалая сумма!
Что могут громады
Координатор жилищных программ гражданской сети ОПОРА Татьяна Бойко среди важных инструментов реализации упомянутого Меморандума назвала следующие:
- введение системы энергоменеджмента для зданий бюджетной сферы;
- развитие рынка энергосервисных контрактов для бюджетных и жилых зданий;
- утверждение местных программ по стимулированию энергоэффективности в жилых зданиях (путем возмещения части тела кредита или процентной ставки, софинансирование программ по капитальному ремонту и установке счетчиков, поддержки социально незащищенных групп и т. п.);
- использование энергоэффективного оборудования в административных зданиях;
- контроль за деятельностью теплоснабжающих организаций, в частности, за выполнением инвестиционных программ по установлению коммерческого (домового) учета тепла и воды, а также замены и ремонта сетей для уменьшения потерь;
- участие в определении приоритетов в работе, и пользование первыми сервисами фонда энергоэффективности.
И, конечно же, эксперт сочла весьма важным проведение информационных кампаний для населения, в ходе которых освещались возможности для экономии и улучшения качества жизни одесситов.
Эксперт аналитического центра DiXi Group Роман Ницович обращает внимание на то, что в поле зрения органов местной власти и местного самоуправления находятся операторы газораспределительных сетей (облгазы) и их сбытовые подразделения, которые - в том числе - осуществляют поставки газа бытовым потребителям по регулируемым ценам. Благодаря этому громады могут следить за выполнением газораспределительными предприятиями инвестиционных программ. Одной из самых важных программ сегодня является модернизация сетей с целью сокращения производственно-технологических потерь и установка приборов учета.
- В центре нового рынка природного газа - права потребителей, - утверждает эксперт. - И пока на центральном уровне продолжается дискуссия о полном открытии розничного рынка для конкуренции, на местах уже сейчас следует бороться за лучшее качество газоснабжения и обслуживания, а также контролировать выполнение газовиками своих обязательств.
Эксперт группы "Электроэнергетика и ядерная безопасность коалиции" Илья Полулях напомнил, что 11 июня 2017 года вступил в силу Закон "О рынке электрической энергии". Этот закон приводит в действие нормы Третьего энергетического пакета ЕС, в том числе - разделение облэнерго по направлениям распределения и снабжения. Как считает эксперт, местная власть должна быть заинтересована в поддержке общественных организаций, защищающих интересы как бытовых потребителей, так и бизнеса. Наиболее проблемным, с точки зрения специалиста, является выполнение облэнерго и распределительными компаниями нормативных обязательств при присоединении электроустановок потребителей к сетям.
"Реформирование в сфере окружающей среды, - говорит старший аналитик ресурсно-аналитического центра "Общество и окружающая среда" Зоряна Козак, - проходит относительно горизонтальных и предметных (секторальных) директив, и практически каждое направление оказывает существенное влияние на регионы".
Так, механизм оценки воздействия на окружающую среду, воплощенный в недавно принятом Законе Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду", предусматривает новые или дополнительные функции и полномочия областных государственных администраций и органов местного самоуправления, затрагивающих все этапы оценки. Начиная с сообщения о планируемой деятельности и заканчивая принятием решения о ее проведении".
Эксперт отмечает, в данный момент разрабатываются необходимые нормативно-правовые акты, после чего у местной власти появятся полномочия существенно влиять на реализацию Соглашения об ассоциации.
Плюс неравнодушные
Немалую роль в этом процессе могут сыграть и структуры гражданского общества. И общественные организации, и отдельные активисты могут осуществлять мониторинг выполнения органами местной власти обязательств в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, планов имплементации каждой конкретной директивы или регламента. Так же они могут помочь в распространении среди населения информации о преимуществах внедрения реформ в соответствии с Соглашением об ассоциации. И, конечно же, участвовать в консультациях при подготовке проектов актов о внесении изменений в законы и другие нормативно-правовые акты.
Наиболее активные организации, впрочем, уже вполне успешно действуют в этом направлении.
Одессит Сергей Лейвиков, соинициатор проекта e-monitoring.info, создал вместе с партнерами по проекту Программу содействия повышению энергоэффективности объединенных территориальных громад (ОТГ). В программу входит проведение семинаров с участием лучших экспертов по энергоэффективности в ОТГ, помощь во внедрении всех возможностей, аккумулированных создателями программы (разработка локальных программ энергоэффективности, привлечение международной технической и финансовой помощи, кредитных средств и инвесторов, обмен опытом и успешными проектами). В 2018 году семинары уже прошли в Теребовлянской и Немировской объединенных территориальных громадах, в планах - еще восемь семинаров, но инициаторы программы утверждают, что готовы провести и 20 семинаров.
Одесская "волна реформ" готова выплеснуться далеко за пределы региона.
"Если мы говорим о развитии маршрутной сети трамваев и троллейбусов, то имеем в виду дальнейшее содержание дорогостоящей инфраструктуры - контактных сетей, кабелей, подстанций и прочего, - утверждает директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман. - С появлением электробусов все это становится неактуальным, ведь фактически такая машина - это тот же троллейбус, но с большим автономным ходом на аккумуляторах. Зарядки хватает на 120 километров. Подзаряжать такие машины можно на существующих конечных остановках электротранспорта. К примеру, на улице Паустовского есть контактная сеть трамвая, там можно обустроить подзарядную станцию, и электробусы по Днепропетровской дороге смогут ехать к центру города. Для движения электробуса мы рассматриваем и улицу Балковскую. Если испытания электробуса пройдут успешно, в следующем году рассмотрим возможность его серийной закупки. Но полный переход на электробусы - это, конечно, перспектива не завтрашнего дня, а гораздо более отдаленная".
Из Соглашения об ассоциации
между Украиной и ЕС:
Статья 337. "Сотрудничество в нормативно-правовой сфере должно учитывать необходимость обеспечения соответствующих обязательств по предоставлению публичных услуг, в частности, меры по информированию и защите потребителей от нечестных методов ценообразования, а также доступа к доступным энергетическим ресурсам для потребителей, в том числе из наиболее уязвимых слоев населения".
Статья 338: "Взаимное сотрудничество будет включать, среди прочего, следующие сферы:
(D) развитие конкурентоспособных, прозрачных и недискриминационных энергетических рынков на основе правил и стандартов ЕС путем проведения регуляторных реформ;
(G) достижение прогресса на пути установления привлекательного и стабильного инвестиционного климата путем обеспечения институциональных, правовых, фискальных и других условий, а также путем содействия взаимному инвестированию в сферу энергетики на недискриминационной основе;
(I) содействие энергоэффективности и энергосбережению, в том числе путем формирования политики по энергоэффективности и структуры права и нормативно-правовой базы с целью достижения значительного прогресса в соответствии со стандартами ЕС, в частности, эффективную генерацию, производство, транспортировку, распределение и использование энергии на основе функционирования рыночных механизмов, а также эффективного использования энергии при применении оборудования, освещении и в зданиях;
(J) развитие и поддержка возобновляемой энергетики с учетом принципов экономической целесообразности и охраны окружающей среды, а также альтернативных видов топлива, в частности устойчивое производство биотоплива и сотрудничество в области нормативно-правовых вопросов, сертификации и стандартизации, а также технологического и коммерческого развития".
Гелий АЛЕКСАНДРОВ.