Номер 26 (1271), 17.07.2015
Около года провели в Индонезии на брошенном судне украинские моряки, пока не удалось заставить работодателя выполнить свои обязательства.
41 украинский моряк - жители Одессы, Львова, Херсона, Луцка, Днепропетровска, среди которых одна женщина, - с июля прошлого года оказались брошенными в водах Индонезии на борту бывшего плавучего казино "Ocean Grand". За поддержкой наши соотечественники обратились в одесскую благотворительную организацию "Фонд помощи морякам "Ассоль".
Они сообщили, что закончилось топливо, на исходе вода, нет провизии. Моряки обращались в компанию, которая их нанимала, в крюинг, который их отправил, но никаких разрешений по просьбам о зарплате и списании не получили. Ко всему прочему окончились контракты, люди не могут выйти на берег, несколько членов экипажа попали в госпиталь. Из-за отсутствия топлива не работали машины и механизмы, судно находилось на рейде практически в аварийном состоянии и представляло угрозу для судоходства.
Фонд быстро предоставил морякам юридические консультации, разъяснил возможные пути урегулирования конфликта. Были отправлены десятки претензий работодателю и судовладельцу, направлен ряд обращений и в администрацию флага судна. Но, кроме администрации панамского флага, никто не дал ответа, да и тот, единственный, больше был похож на отписку, чем на готовность решать проблему. На активные протесты подключившихся дипломатических служб Украины от судовладельца не было никакой реакции.
Утратив надежду на цивилизованное разрешение трудового конфликта, моряки пошли единственным правильным путём и при содействии индонезийских юристов добились ареста судна в начале марта этого года. По разным причинам за это время соглашались на предложение - билеты домой и неполная зарплата при условии письменного отказа от всех претензий - покинули судно почти все украинские моряки, кроме трех самых стойких и решительных.
В начале марта на судно прекратили поставлять топливо и продукты. Добавим к этому постоянную 30-градусную жару, стрессы, полную антисанитарию и проблемы со здоровьем...
Помогли партнёры "Ассоль" - международная морская организация "Mission to Seafarers", которая по мере возможности поставляла на судно продукты. Спасала и рыбалка. При этом члены экипажа продолжали выполнять свои профессиональные обязанности.
Самыми напряженными в психологическом плане были последние два месяца. Поняв, что платить всё-таки придётся, судовладелец пытался оставить себе лазейки для невыполнения обязательств. Практически 24 часа в сутки шли переговоры и консультации моряков с юристом БО "Ассоль". Но не зря наши моряки "держали оборону": они добились справедливости и полностью получили заработанное.
"Мы дошли до победы, задолженности были погашены, - написали моряки в письме к "Ассоль". - Нам выплатили причитающиеся суммы "от звонка до звонка". Нам - это остававшимся бороться до победного конца последним трем членам экипажа. Сейчас мы заключили новый контракт на месяц. В Украину будем возвращаться, предположительно, в июле, предварительно поставив судно в док. Благодаря вашей поддержке наша стойкость дала результат. Спасибо большое за содействие. Вы нам очень помогли!".
Стоит отметить, что с момента основания Фонда самыми проблемными темами обращений является задолженность работодателя по заработной плате, невыплата компенсации за травму или несчастный случай, несоответствующие договорным и принятым нормам условия труда и быта на борту судна.
- Наша организация неоднократно разъясняла и доказывала десятками успешных дел в различных уголках земного шара, что вероятность удачного для моряка решения трудовых конфликтов в юридической плоскости весьма велика, особенно когда моряки начинают отстаивать свои права, еще находясь на борту проблемного судна, - говорит председатель правления фонда "Ассоль" Анна Муругова. - Так, к примеру, на судно, как имущество судовладельца, в обеспечение исковых требований моряков может быть наложен арест. В дальнейшем, после получения соответствующего решения суда, появляется возможность продать судно для обеспечения погашения задолженностей перед членами экипажа, пострадавшими от действий или бездействия работодателя. А что касается невыплаты компенсаций, то тут вообще около 80 процентов споров решается положительно для наших соотечественников путем досудебных переговоров.
Как рассказала председатель наблюдательного совета фонда "Ассоль" Светлана Фабрикант, из 120 тысяч граждан Украины, которые получили паспорт моряка, в мировой судоходной отрасли постоянно работают более 80 тысяч. Увы, немногие из них готовы бороться за свои права, став участниками трудовых конфликтов, подобно членам экипажа "Ocean Grand".
- Каковы выводы? - говорит С. Фабрикант. - Моряки обязаны знать свои права, а на уровне государства необходимо создавать свою Национальную судоходную компанию, тем более, что армия высококвалифицированных морских специалистов составляет более 100 тысяч. Таким должно быть стратегическое понимание ситуации.
В заключение руководители фонда напоминают морякам, что те имеют законное право отстаивать свои интересы, когда нарушаются их права. Конечно, один моряк и даже пострадавший экипаж не смогут повлиять на глобальные проблемы. Однако отстаивание своих трудовых прав до конца, отказ работать на проблемном судне и сотрудничать с работодателем или крюингом, имеющими негативную репутацию, - это уже решительный шаг со стороны моряков, направленный на борьбу с непорядочными судовладельцами и последующими неприятностями. А фонд "Ассоль" и в дальнейшем будет продолжать помогать морякам. В рамках работы Юридического центра предоставляются квалифицированные бесплатные юридические консультации для моряков и членов их семей.
Подготовлено по материалам,
предоставленным БФ "Ассоль".