Номер 12 (705), 26.04.2004

К 100-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. ДАНЧЕНКО

ОДИН ИЗ ТЫСЯЧИ

"1943 год. В счет тысячи назначен в Министерство морского торгового флота"... Что за странная строка? Как понять "в счет тысячи"? И о ком речь?

Строка эта из послужного списка того, кому Черноморское пароходство было обязано своим вторым рождением. Речь, конечно, идет об Алексее Евгеньевиче ДАНЧЕНКО.

Этот послужной список я прочитала в зале Одесского музея морского флота. В зале, экспозиция которого посвящена ЧМП, при этом более половины ее прямо или косвенно связана с именем Данченко.

Пояснение к непонятному, явно не канцелярскому, обороту дала мне замдиректора музея по науке Светлана Аркадьевна Головинцева:

— Меня поначалу тоже приводила в недоумение запись "В счет тысячи". После долгих поисков удалось узнать, что так записывали в тех случаях, когда на должность назначали лучшего из тысячи возможных претендентов.

1943 год. Он был переломным в той страшной войне. И он оказался серединным в жизни Алексея Данченко. До него и после него счет годам почти одинаковый. Чем же были заполнены эти годы?

Алексей Данченко родился сто лет назад, 22 марта 1904 года в Крыму, в семье потомственного моряка. Его трудовая жизнь началась практически в 12 лет, когда он, закончив ремесленное училище, получил квалификацию слесаря-механика.

В пятнадцать он уже доброволец-рядовой I Крымской армии, участвует в боях под Перекопом, Симферополем, Армянском. В шестнадцать – открывает свою морскую биографию, поступив на флот кочегаром. Кочегаром Данченко проплавал 10 лет, на разных судах. Вступил в члены ВКП(б), участвовал в операции по нелегальной доставке семи болгарских революционеров из Пирея. В эти же годы учился. Окончил судоводительский факультет Одесского морского техникума.

С 1930 по 1934 год плавал помощником капитана. Затем еще 4 года капитаном ("Терек","Ингул", "Красногвардеец", "Максим Горький"). В 1938 году получает назначение на должность начальника Новороссийского порта. К этому времени у него уже 18 лет и Бог знает сколько морских миль плавательного ценза. Поэтому нужды моряков и беспримерную по ответственности службу капитанов Данченко знает не понаслышке. "Любовь к морякам и уважение к капитанам Алексей Евгеньевич сохранил на всю жизнь, – рассказывает капитан Леонард Позолотин. – Капитаны могли беспрепятственно пройти в его кабинет в любое время. Ради капитана – Дед так мы его меж собой называли – мог и совещание прервать. Секретарь знала: капитанов пропускать!".

1939-й год почти весь провел в Англии. Как уполномоченный Наркомвнешторга Данченко возглавляет комиссию по закупке судов. В конце того же года в его служебную жизнь входит Одесса. Он замначальника Одесского порта, а затем уполномоченный Наркомвнешторга по Одесской области. Война застает Данченко в Одессе. Его личная боль и горе – гибнет на т/х "Ленин" его дочь. С 1941-го по тот самый 1943-й Данченко командир водных перевозок. Сначала штаба Черноморского ВМФ (г. Севастополь), затем Каспийской военной флотилии (г. Баку) и вновь Черноморского военно-морского штаба (г. Москва). После 1943 года – начальник Махачкалинского порта, начальник Советско-Дунайского пароходства, и с 1945 года – снова Одесса. С 1945 года начальник Одесского порта, с 1949-го – начальник Государстаенного Черноморского сухогрузного пароходства. С 1953 по 1956 – начальник Главюжфлота, и, наконец, с 1956 по 1972 г. – начальник объединенного Черноморско-Азовского морского пароходства (сухогрузного, наливного, пассажирского). Вот и весь приведенный в музее перечень служебных назначений А.Е. Данченко, названный "Этапы большого пути".

Большая часть этого пути наполнена грохотом войн, не смолкавшем еще многие послевоенные годы, когда акватория порта и подступы к нему были забиты вражескими минами. Одновременно нужно было возрождать пароходство, которому к концу войны исполнилось 112 лет. Темпы, с которыми пароходство возрождалось, достойны удивления. Морское царство Данченко охватывало огромную территорию. Под его началом работало 60 тысяч человек. Весь служебный путь Данченко находит наглядное подтверждение в виде хранящихся в витринах музея фотографиях, удостоверениях, приказах, наградах, грамотах и письмах.

Как сказано у Маяковского: "Воплотиться в пароходы, строчки и другие ДОЛГИЕ ДЕЛА". "Долгие дела" Алексея Данченко. Они остались в жизни Одессы и Черного моря. Нет его самого. Нет балкера "Алексей Данченко" (исчез, не найти концов), нет самого пароходства – главного, казалось бы, детища его жизни. Но есть порт Ильичевск (и родившийся вокруг него город). Сколько сил положил Алексей Евгеньевич на создание этого порта, без которого мы не мыслим сегодня Одесской области. Сколько мужества и... хитрости пришлось ему проявить для его создания. Неприятности, вплоть до увольнения, доносы, анонимки – вот такими были трудные роды порта Ильичевск. Мнимая погрузка-выгрузка, чтобы обмануть комиссию министерства. И порт получает право на жизнь.

— А порт Южный? Алексей Данченко умудряется включить в городскую черту земли, прилегающие к Григорьевскому лиману. Тем самым ему удается застолбить территорию для еще одного порта, возле которого впоследствии вырастает чуть ли не образцово-показательный город Южный. И еще один порт – Белгород-Днестровский. На экспонирующейся в музее перспективной карте-плане Белгород-днестровского порта стоит подпись Алексея Данченко.

Интересны тексты некоторых грамот. Те, что связаны непосредственно с работой пароходства, – понятны. Но вот грамота "За помощь в строительстве одесских комсомольских шахт" (1958 г.). Или "За проведение противоэпидемических мероприятий". По дате 1970 г. догадываюсь, что речь идет, "за холеру в Одессе". Не нашла отдельной грамоты за придуманный Данченко метод перевозки зерна в танкерах, вместо балласта. Этот метод за рубежом был назван "русским методом", экономию он давал огромную.

Но зато в витринах можно увидеть все 21 награду Данченко (в т. ч. три ордена Ленина, два Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской революции, золотую медаль "Серп и Молот"; Данченко – Герой Соцтруда, боевые награды...). В витринах можно также увидеть награды, полученые пароходством – их много – советских и иностранных. В том числе престижная международная награда "Золотой Меркурий". Она была присвоена Черноморскому морскому пароходству в 1980 г., через 8 лет после ухода Алексея Евгеньевича на пенсию. Но разве в эти 8 лет создавалось ЧМП? Поэтому Данченко радовался со всеми полученной награде, это была награда его детищу.

Что еще есть в витринах? Фотография лопоухого худенького паренька Алешки, совсем непохожая на скульптурный портрет Алексея Евгеньевича Данченко, знаменитого начальника ЧМП, Деда, почитаемого всеми моряками. Этот бюст создал скульптор А. Копьев. А еще есть памятник А. Данченко, установленный в г. Ильичевске. И сейчас, к 100-летию со дня рождения Алексея Евгеньевича, создается еще одна посвященная ему экспозиция – в Одесском краеведческом музее.

Алексей Евгеньевич ушел из жизни 1 октября 1983 г. Но его "долгие дела" и его уже немолодые соратники хранят память о нем.

Елена КОЛТУНОВА.