Номер 10 (755), 18.03.2005
Государство когда-то избрало своим девизом слова "Борьба с теневой экономикой". Девиз вспоминают всегда, используют как термин очень часто, на разных этапах с различной степенью успеха даже пытаются претворить в жизнь. То есть, борьба ведется.
В основном, упор делается на угрозы и карательные мероприятия. Мысль простая и прямая. Как шпага. Эффект соответствующий. Сторонники жестокой линии при неудачах (относительных, по их мнению) утверждают, что на самом деле жестокости маловато. А вот надо бы добавить. Ну, и вот тогда...
Тем не менее, существенного сдвига государство достигло, когда ввело упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Попросту, единый налог. Идея хорошая. Действительно, если то обстоятельство, что большинство людей в принципе вполне законопослушны и с радостью готовы быть в правовом поле, при условии объективности и надлежащей комфортности этого поля.
Смешно требовать от рядового предпринимателя изощренности аудитора и немерянных поступлений в бюджет. Все это в какой-то мере и решал единый налог. Все же упрощение процедуры и реальные деньги как для бюджета, так и для налогоплательщика. А главное, легальность.
И таким образом из тени вышло значительное количество мелких предпринимателей. Конечно, государство получило не все, но получило. И еще раз стоит подчеркнуть: никакая не мафия, а обычные люди ушли из-под грозного топора, более того, наоборот! Пришли под защиту закона.
Так было до 1 января 2005 года. В соответствии со ст. 45 Закона о Госбюджете-2005 до вступления в силу Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, (уже и так достаточно долго находящийся на рассмотрении, и перспектива его принятия смутная) плательщики единого налога должны платить страховые взносы на общеобязательное государтственное социальное и пенсионное страхование. Но не только. А и вести соответствующую документацию, и начать посещать соответствующие государственные органы.
Деньги тут не самое главное. Хотя?.. Деньги, относительно суммы единого налога, тоже существенные. Ну а возникший бумагооборот и беготня по инстанциям это факторы, которые могут инициировать обратный процесс уползание в тень.
Есть смысл обратить внимание и на возможные штрафы. А как же:
в случае задержки указанных платежей до 30 календарных дней 10 % своевременно неуплаченной суммы;
до 90 календарных дней 20 % соответственно;
свыше 90 календарных дней 50 % указанных сумм.
Помимо перечисленного, на сумму своевременно не уплаченных взносов и финасовых санкций начисляется пеня в размере 0,1 % соответствующих сумм за каждый день просрочки платежа.
И что? Опять рост теневых оборотов? На таком уровне изменений? Достаточно реальная вероятность. А может, и нет, но шаг назад сделан это безусловно.
Вообще, предприниматель должен работать и зарабатывать. Это уже большое дело, поскольку он кормит себя и, возможно, своих близких. Кормить бюджет тоже входит в его обязанность, но в установленных пределах, и, во всяком случае, предприниматель должен тратить на эту процедуру минимум времени.
С чем мы столкнулись? С очередным изменением правил игры. Ясное дело, односторонним. Забавно, но нет уверенности и в соблюдении интересов государства, ибо "больше" не значит "лучше".
Надежда все же есть.
Представители предпринимательских объединений лоббируют отмену обременяющих изменений. Ведутся переговоры. Возможно, возникшая проблема все же будет урегулирована.
Если же решение не будет найдено, то временные успехи в борьбе против теневой экономики в упоминаемом направлении могут оказаться кратковременными.
А. АЙЗЕНБЕРГ.
Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.