Номер 07 (1539), 25.03.2021

"ШКОЛА БУДУЩЕГО": ВЕРСИЯ ИЛОНА МАСКА

Знаменитый американский предприниматель Илон Маск в школе чувствовал себя неуютно. Основные свои знания он добыл самостоятельно. Личный успех привел его к мысли о том, что собственный опыт может быть примером для молодого поколения. Отсюда — прямой путь к созданию в 2014 году частной школы Ad Astra School — своего рода "школы будущего". Сперва эта школа была закрытой, чуть ли не секретной. Но год назад Маск вместе с Джошуа Даном, директором Ad Astra School, запустили онлайн-версию школы.


Как утверждает Джошуа Дан, "школа должна быть симуляцией мира, в котором ученики — это мировые лидеры. Так они учатся принимать сложные решения. Иногда это плохие решения, но они могут обдумать и обсудить их, чему-то научиться... Важно, чтобы ученики чувствовали, что у них есть сила и что их мнение имеет значение — впоследствии они будут жить с ощущением, что у них есть голос и что они, как минимум, имеют право сомневаться в чужой власти".

В основе "школы будущего" лежат несколько основных постулатов.

Маск считает общепринятую систему оценок неэффективной, поскольку она формирует у детей искаженную систему ценностей.

Вместо того в школе Ad Astra есть своя валюта — "астры", которую ученики получают не за правильное решение задачи, а за реализацию своих идей. Идеи могут быть самые разные — от создания сайтов до выпечки пирожков. Это позволяет детям заранее готовиться к рыночным отношениям в будущей жизни.

Маск категорически против того, чтобы целью школьника было получение высшего образования. По его мнению, углубленное изучение всех предметов скорее является минусом, чем плюсом. Ибо, получив диплом, многие перестают кого-либо слушать и анализировать свои ошибки. Стоит подчеркнуть, что в школе Маска ученики получают фундаментальные знания. Они постигают основы дисциплин, включая спорные темы, анализируют применимость знаний на практике, не забивая голову тем, что им вряд ли понадобится в дальнейшем. Получив фундамент, им легче осваивать избранную профессию.

Маск категорически против системы тестов. Он считает, что тесты погубили образование, поскольку выпускников не учат думать, а они могут только подчеркнуть правильный ответ. Самый эффективный способ закрепить полученные знания — это практика. Так, вместо того чтобы рассказывать о том, какие бывают инструменты и для чего они нужны, в этой школе ребятам дают двигатель и просят его разобрать.

Маск считает также, что решение абстрактных задач не приносит пользы, школьники не видят смысла в сложных уравнениях, где, помимо цифр и переменных, ничего нет. В качестве альтернативы детям дают реальные задания: что-то создать, починить, выяснить эффективные способы решения жизненной ситуации.

Пример такого задания привел побывавший в школе американский инженер и предприниматель Питер Диамандис.

"Представьте себе небольшой городок на озере. Основная часть его населения трудится на огромном заводе. Этот завод загрязняет озеро и убивает животных в нем. Что вы предпримете? Закрытие фабрик означает потерю работы для всех, а если их оставить, город рискует лишиться озера".

А вот другая увлекательная задача, о которой рассказал Джошуа Дан. Она у них называется "Искусство для всех".

"Представьте, что вы школьник, вас распределили в команду, у вас есть 101 произведение современного искусства от самых разных художников. Вы также получили карту мира, где выделены примерно 15 городов вроде Москвы, Сан-Паулу, Лос-Анджелеса — и есть ограничения по воображаемому передвижению. Ваша задача — понять, какие из этих работ будут наиболее интересны для городов, которые вы планируете посетить со своей выставкой.

Такие задачи помогают взглянуть на мир критически, проверить на прочность свою систему ценностей. Маск уверен, что наделить детей моральным компасом и эмпатией намного важнее, чем научить их решать математические уравнения.

Также в его школе нет деления на классы, ученики проходят обучение все вместе. Совместно, независимо от возраста, они решают поставленные задачи, анализируют, спорят. Это их настолько захватывает, что, даже приходя домой, они обсуждают пройденное со своими родителями, а потом рассказывают об этом в школе.

Две науки Маск выделяет особенно. Это физика и экономика.

Физику он рекомендует изучать как фундамент, а затем пройти несколько курсов, чтобы выбрать самое интересное направление. При этом важно, чтобы дети наглядно изучали законы и применяли их на практике, а не зубрили теорию.

Необходимой для всех является также экономика.

"Кто-то любит математику, кто-то — языки или музыку. Правильнее будет основывать программу, опираясь на интересы ребенка, а не заставлять его проходить заранее написанную", — убежденно говорит Илон.

Уроки в школе должны быть для ребят не мучением, а способом лучше узнать то, что им интересно.

Цель "школы будущего", которую старается создать Илон Маск, — помочь ребенку развить его уникальные способности, а не принуждать адаптироваться к заранее установленной системе.

В этом плане парадоксальным образом пандемия может быть полезной для системы образования. Как считает Джошуа Дан, директор школы Илона Маска, она "позволяет взглянуть, как все устроено и что можно улучшить. Потому что иначе школьники все чаще будут говорить: "Реальная жизнь движется гораздо быстрее, чем школа. Школа не очень полезна". Важно, чтобы они понимали, что информация, которую они получают в школе, — это далеко не все. Задача школы — объяснить, как искать эту информацию и пользоваться ей".

Безусловно, принципы, положенные в основу обучения в школе Илона Маска, также не могут быть обязательными. Но саму идею — осовременить подход к системе образования, сделать получение знаний увлекательным процессом, — можно считать вневременной, ибо того же самого добивались все выдающиеся педагоги, начиная с античных времен.