Номер 6 (1152), 15.02.2013

ПЛАН СПАСЕНИЯ
УКРАИНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Шестого февраля в Одесском пресс-центре "Паритет" состоялся круглый стол, темой которого было состояние украинской системы образования.

Организатором встречи выступили общественное движение "Украинский выбор" и Украинский педагогический клуб.


Главным вопросом была эффективность Болонской системы получения образования.

Эта система была принята в Европе в рамках болонского процесса, начало которому было положено в 1999 году.

Главной целью последнего было создание единого европейского пространства высшего образования.

С 2005 года Украина присоединилась к этому процессу.

По мнению Сергея Ветрова - модератора круглого стола и руководителя проекта "Образование - задача общества, а не государства", Украина пока в проигрыше от принятия Болонской системы. С ним согласились и участники слушаний.

Во-первых, Украина вошла в общий европейский образовательный рынок неподготовленной. А рынок - это прежде всего конкуренция.

Тут мы сталкиваемся с плачевным состоянием украинской системы образования: жесткая монополия государства в системе управления образованием, отсутствие свободы у вузов, бюрократизированная система получения ученых степеней, отсутствие нужной квалификации и компетенции у преподавателей. Низкие зарплаты и недофинансирование.

Сегодня мотивация студента - закрыть сессию, получить диплом. А преподавателя - продать свой предмет. Главным стали оценки, а не знания.

Во-вторых, наша страна вошла в процесс, попросту копируя его. Бездумно и неумело.

В Советском Союзе получение высшего образования помогало строить здоровую карьеру, пользоваться "социальными лифтами".

В современной Украине "социальные лифты" упразднены. На их место пришли родственные связи и взятки. А диплом и квалификация, в отличие от Европы, никак не влияют на будущее трудоустройство.

Зачем студенту в таком случае стараться, если в итоге старания не вознаградятся?

В-третьих, Болонская система образования имеет смысл только в том случае, если Украина станет членом ЕС. Болонский процесс - часть евроинтеграции.

По замыслу основателей, суть процесса в том, чтобы дать студентам возможность свободно выбирать университет в рамках Болоньи.

В нашей стране для реализации такого подхода существуют два препятствия:

1) кто откроет границы украинским студентам, если они с трудом получают даже туристическую визу?

2) у студентов попросту нет средств для поездки на обучение.

Сергей Ветров считает, что самым необходимым условием для реформирования системы образования является создание гражданского общества на базе общественных движений. Не будет смысла пытаться реформировать образование, если не будет поддержки со стороны общества.

"Украинский выбор" в этом готов помогать и активно сотрудничать. Ведь образованные люди - наше будущее. На одесских слушаниях прозвучал показательный исторический пример: в послевоенной Японии, стоявшей на грани тотальной нищеты, парламент вложил большую часть бюджета страны в образование. Мотивация была простой - если мы не знаем, как строить благополучную Японию, то пусть придут молодые, обученные люди, которые знают. Возможно, депутатам ВР пора последовать примеру своих коллег из страны Восходящего Солнца?

А пока отечественное образование не развивается, а разрушается по стандартам Болонской системы.

Александр ЖАРОВ.

Министру здравоохранения Украины
доктору медицинских наук
профессору Богатыревой Р.В.,
средствам массовой информации