Номер 04 (1536), 4.03.2021

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ВЗГЛЯД ИЗ ОДЕССЫ

Новая попытка властей реформировать систему среднего образования вызвала массовое недоумение и даже возмущение. Успокоить родителей постаралась на своей странице в Фейсбуке Елена БУЙНЕВИЧ, возглавляющая городской Департамент образования.

Основной вопрос, который она в соцсети получает от родителей: что будет с конкретной школой. Так, Европейский лицей залихорадило, когда прошел слух, что его сделают частным или начальным учебным заведением.

"Этого не будет ни за что, — утверждает руководительница образовательного департамента. — Для начальной эта школа слишком большая, а о частной речи идти не может, поскольку школа — городская".

Е. Буйневич советует "горячим головам" читать первоисточник, т. е. Закон о среднем образовании. Она поясняет, что "одной из задач нововведения является создание настоящей сети профильных лицеев, так как все мы понимаем частичную (в большей части, кстати) фиктивность профильного образования. Большинство наших математических, филологических и т. д. направлений зависят от специализации классного руководителя или от чего угодно, но не от природных наклонностей учащихся. То есть, цель понятна и достаточно серьезная".

В Законе же прописано, что лицей может иметь, как исключение, в своей структуре гимназию, а гимназия — начальную школу. А вот начальная школа в составе лицея не предусмотрена. Лицей может действовать, если в нем имеются не менее чем четыре класса на одной параллели. Исключения — это частные и корпоративные учреждения. А также такие, деятельность которых определена международными договорами Украины; к примеру, наш УВК № 90. Они могут иметь все уровни образования.

Е. Буйневич рассказала о конкретных моментах перспективной реорганизации сети одесских школ.

Лицеи Юридический, Экономический, Приморский и другие, которые работают с 5-й (7-й) по 11-й класс, также исключительно начальные школы не изменят своего функционирования. А к ним добавятся школы, которые уже фактически являются профильными лицеями и могут безболезненно отказаться от начальной школы. Например, если рядом есть гимназия, которая примет у себя первые классы.

Часть школ I–III ступеней останутся гимназиями с начальными классами. Как правило, это будут те, которые не набрали 10-е классы нормальной численности, или имеют один маленький класс на параллели, или не готовят конкурентоспособного выпускника в 10–11-м классе за нехватки преподавателей и по другим причинам. В таких школах, возможно, увеличат количество начальных классов.

Есть проблемы с большими школами в густонаселенных районах. Например, гимназии №№ 6 и 7. Они имеют хорошую базу и преподавателей, успешных выпускников, работают по определенным профилям, которые подтверждаются направлениями дальнейшего трудоустройства. Если эти школы сделать лицеями, а для них статуса гимназии мало, то куда разместить начальную школу? Этот вопрос требует обсуждения и решения.

Особая тема — школа № 117, уже не первый год занимающая ведущие позиции в городе и одна из лучших в Украине. Но, чтобы сохранить такую школу, считает Е. Буйневич, придется "клонировать" заведение и в одном здании разместить школу начальную и лицей с гимназией. Это выход искусственный и на пользу не пойдет.

Выход в том, чтобы дать возможность учредителям сделать исключение для таких школ. Елена Буйневич обещает, что до принятия окончательных решений по этому вопросу и обсуждения типа заведения в самих учебных заведениях, с педагогами и родителями, Департамент образования не будет инициировать решений по изменению уставов школ.