Номер 04 (594), 25.01.2002
Четыре года назад, в феврале 1998 года, на Приморском бульваре планировалось провести торжественную церемонию ввода в действие фуникулера. Был заключен договор со швейцарской фирмой, начались работы, но затем они были приосталновлены и не возобновляются до сих пор. Так и торчит пятый год нелепое сооружение в самом посещаемом месте города, вызывая справедливый интерес гостей и туристов, после объяснений переходящий в искреннее недоумение.
В самом деле, какова же судьба фуникулера, который некогда считался одной из одесских достопримечательностей, а затем внезапно был демонтирован? Почему это произошло, и будет ли восстановлен этот уникальный вид перевозок, которым так любили пользоваться одесские дети?
Как поясняют специалисты, разборка фуникулера тридцать лет назад была вынужденной мерой, поскольку он физически устарел. Но возведенный на его месте эскалатор никуда не годился. Более того, строительство привело к ухудшению состояния Потемкинской лестницы. Да и экономически он себя не оправдывал: это не метро, которым ежедневно пользуются сотни тысяч. За день эскалатор обслуживал разве что несколько сотен человек, а зимой и того меньше. Вот почему в начале девяностых его убрали.
Однако решение воссоздать фуникулер, по мнению многих архитекторов, также было поспешным и непродуманным. Теперь можно точно утверждать, что это строительство в большей степени имело политический характер: городской власти нужно было зримо и весомо доказать свою приверженность одесским традициям. Из этого ничего не вышло и, может быть, к счастью. Пока что возведение фуникулера заморожено. Ведь наша знаменитая на весь мир Потемкинская лестница находится в опасности, силы и средства следует направить на ее реконструкцию. А фуникулер? Ну что ж, он подождет. Ведь, в конце концов, не так уж часто требуется нам попасть на морвокзал раз в год по особому случаю. Можно и пешком спуститься...
Константин РИТИКОВ.