Номер 32 (1564), 28.10.2021

МЕТАФИЗИКА ОДЕССЫ

До 27 ноября проект "Метафизика. Остров" можно увидеть в галерее NT-Art (Лидерсовский бульвар, 5). Кураторами выставки стали Оксана Довгополова, Наталья Ревко и Екатерина Семенюк (платформа культуры памяти "Минуле/Майбутнє"). Из коллекции Анатолия Дымчука были отобраны полотна Валентина Алтанца, Валерия Басанца, Игоря Божко, Олега Волошинова, Юрия Егорова, Виктора Маринюка, Евгения Рахманина, Владимира Стрельникова, Валентина Хруща, Людмилы Ястреб.

— Мы начали наши поиски с вопроса о том, кто мы в Одессе и чем выступает Одесса в отношениях с внешним миром, — произнесла на вернисаже Оксана Довгополова. — Задавать вопросы прежде всего себе всегда полезно, и мы попытались это сделать, оттолкнувшись от высказывания художника Георгия Сенченко, о котором вспоминал Александр Ройтбурд: "Да вы тут живете в де-кириковском пейзаже!" Мы попытались в одесском искусстве найти подобный взгляд. Здесь нет ни одной картины Ройтбурда. Но мы постарались вспомнить именно это понимание метафизического жеста в искусстве, создать пространство, в котором задаются вопросы, это наше коллективное вопрошание миру и самим себе. Кто мы такие в этом городе и что такое этот город?

— На картине Юрия Егорова мы видим морской ландшафт, очищенный от информационного "шума" и "мусора", — говорит Наталья Ревко. — Понятно, что черный и белый цвета — это радикальные точки. Распространенный образ южного солнца в полдень, когда оно не оставляет ни одной тени в пространстве. Этот эффект является таким же тревожным, как и полная темнота. Мы видим крохотный кусочек тени, в котором можно было бы укрыться, но и он через несколько мгновений будет затоплен светом. Метафора, на которой выстроена наша концепция, состоит в том, что свет выжигает и очищает это пространство до белых костей: ракушечника, ребер арок и пролетов. Этот свет очищает город даже от людей, превращая последних в статуи, тени, отблеск ренессансных портретов. В работах Владимира Стрельникова мы видим город-остров, чистую конструкцию города, существующего неизвестно где и неизвестного когда в снопе света. Все представленные работы созданы в шестидесятых-семидесятых годах группой модернистов, находящейся в андеграунде по отношению к социалистическому реализму. Здесь есть работы мастеров, имевших успех на республиканских выставках, и художников, которые не выставлялись, создавая собственный эскапистский мир. Людмила Ястреб говорила о некой "обетованной Кастилии", описывая этими словами состояние художника, творящего по собственному желанию и разумению.

— Когда мы начинали подготовку выставки, у нас не было цели найти именно работы шестидесятых-семидесятых годов, — отмечает Екатерина Семенюк. — Мы искали работы, создающие ощущение пребывание на рубеже, когда ты что-то видишь, но не можешь полностью осознать увиденное. И когда мы их отобрали, оказалось, что они относятся к этому периоду. В экспозиции работы разных авторов собрались в триптихи, определенные комбинации, которые также дают возможность дополнительного прочтения. Несколько работ даже в этом году выставлялись в ряде музеев, но в новом ракурсе и новой "компании" она обретает новые смыслы. А к коллекции Анатолия Дымчука мы обратились, так как он ищет ответы на те же вопросы, которые волнуют и нас.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.