Номер 19 (1508), 9.07.2020

История одной фотографии Михаила Рыбака

Я с детства очень люблю футбол. Играть, смотреть. Когда в 1974 году мой отец, военнослужащий, получил назначение на новое место службы — в Одессу, и этот замечательный город стал для меня Родиной, понятно, что в тот же год я стал страстным поклонником "Черноморца".

Олег СУСЛОВ. Фото
Олега ВЛАДИМИРСКОГО

О, эти походы на стадион! Не хочется выглядеть занудой, но тогда домашние игры любимой команды действительно были праздником, на который ты бежал сломя голову. Особых душевных волнений добавляла необходимость искать лазы в заборе, когда билетов на очередной матч "Черноморца" было не достать. И, честно говоря, не вспомню, чтобы эта затея не удалась! Всеми возможными и доступными для нас, мальчишек, способами, но на стадион пробирались.

Впрочем, была еще одна причина, по которой я любил ходить на футбол. Еще в школе чувствовал рождающийся в душе журналистский зуд. В классе выпускал стенгазету, писал стихи, посылал свои заметки в "Комсомольскую искру".

И искренне завидовал фотожурналистам, которые освещали футбольные матчи. Это же надо, целых 90 минут находиться в двух шагах от твоих кумиров, видеть их, как говорится, крупным планом! А может, журналистам даже удавалось перекинуться с футболистами парочкой слов по-свойски до и после матчей, не говоря уже о пресс-конференциях. Вот везуха!

Забегая вперед, отмечу, что все мои попытки освоить фотодело успехом не увенчались. Но футбол я все равно стал смотреть теперь и через объектив фоторепортера. Ведь удачный кадр может зачастую сказать об игроке гораздо больше, чем пространное описание в газете или собственное впечатление от увиденного из какого-то 30-го ряда поверх могучих спин мужиков, сидящих перед тобой.

Вскоре я выделил одного такого фоторепортера. Уже на второй год жизни в Одессе мы стали выписывать "Вечерку". И там очень часто после футбольного матча появлялся репортаж с фотографиями Михаила Рыбака. Эту же фамилию я видел под снимками в сборниках, которые тогда выпускались перед началом очередного футбольного сезона. Однажды на матче всезнающий сосед указал на невысокого человека с громадной сумкой на плече и с фотоаппаратом на шее, который затаился за воротами противника — вот он, Михаил Рыбак, о котором ты спрашивал.

На фото Михаила РЫБАКА:
А. Дорошенко на тренировке
(слева) с А. Шепелем

Поясню, почему мне понравились фотографии этого журналиста. Я тогда не знал и не знаю сейчас, занимался Михаил Рыбак каким-то спортом, в частности, футболом. Но, фотографируя матч, он каким-то образом умудрялся ухватить тот момент игрового эпизода, который максимально точно отражал или накал борьбы, или игроцкую суть конкретного футболиста. Это, наверное, и называется, журналистским мастерством — по внутреннему профессиональному выбору находить в незнакомом тебе явлении те детали, которые его лучше всего характеризуют.

Так вот, в 70-е годы — да и на все времена, пожалуй — самым любимым игроком "Черноморца" у меня был Анатолий Дорошенко. Болельщикам со стажем не нужно его представлять. И вот однажды в газете (а может и в сборнике — не помню) появляется фотография этого игрока. Ну что сказать? Я не понимаю, как Михаил Рыбак успел схватить суть движения Дорошенко. В этом снимке Анатолий Григорьевич весь: корпус развернут в одну сторону, голова — в другую, глаза, образно говоря, смотрят в третью, а ноги — подсаженные, как пружины, и чуть разведенные в коленях — готовы были отдать мяч в любую сторону. Не исключался, впрочем, и хлесткий удар по воротам.

Исключительную точность этой фотографии кумира удалось оценить намного позже, когда посчастливилось познакомиться с Анатолием Григорьевичем. Я и поиграл против него — ох, это было мучением, потому, что не знал, что он собирается вытворить в следующий игровой момент, и выходил вместе в одной команде с ним — тогда надо было не зевать, дабы не запороть момент, задуманный футбольным гением. И время от времени я вспоминал любимую фотографию, которую вырезал для альбома. Это ж каким надо было обладать чутьем фотографа, чтобы поймать мгновение, в котором отражалась вся футбольная философия Дорошенко.

Ну а с Михаилом Борисовичем познакомился, когда сам стал журналистом. Особенно часто мы общались в последние несколько лет жизни признанного мастера фотографии. Во второй половине 90-х выходила в очень хорошем полиграфическом качестве газета "Налоги и финансы". Выпускал ее сын Михаила Борисовича — Аркадий, а я был редактором. Очень часто рабочий день начинался с телефонного звонка мэтра фотодела. Даже чувствуя себя неважно, Михаил Борисович не утратил присущего всем настоящим журналистам любопытства. Он с "пристрастием" выспрашивал о том, чем занимается редакция, какими мы интересуемся темами и проблемами, предлагал свои, подсказывал, рассказывал случаи из своей богатой журналистской практики. За давностью лет не могу вспомнить какой-то конкретный разговор. Но мне всегда было интересно общаться с собеседником, который мог и подсказать, и выслушать, и на путь истинный наставить, ведь в тот момент мой журналистский стаж насчитывал чуть больше десяти лет.

А о любимой мною фотографии, сделанной Михаилом Рыбаком, вспомнил недавно. Так получилось, что с Анатолием Дорошенко, благодаря моему сыну и его внучке, мы крепко задружились. И вот недавно я напомнил Григорьевичу о снимке. И он вспомнил! Говорит — "это там, где я выгляжу так, будто в голове у меня десять игровых решений, и я сам не знаю, какое выбрать"? Отвечаю — именно!

Увы, Анатолий Григорьевич большую часть своего архива, посвященного активным годам жизни в футболе, не сохранил. И мой альбом с вырезками потерялся во времени. Знаю, что в свое время были варварски уничтожены негативы Михаила Рыбака — в том числе, бесценные сцены из футбольных баталий тех лет. Осталось одно — добросовестно перелистать "Вечерку" за 70-е годы — благо, все номера газеты сохранились — и проштудировать футбольные справочники.

Но я это сделаю обязательно. Очень хочется найти фотографию Михаила Рыбака, которая предугадала такой интересный поворот в моей жизни.

Олег СУСЛОВ.