Номер 31 (1424), 7.09.2018

С ХЛОРОМ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ НИКУДА

В четверг, 30 августа, в социальных сетях и даже в некоторых СМИ появилась информация о том, что в ближайшие четыре дня (с пятницы по понедельник) по водопроводным трубам будет течь вода с "тройной дозой хлора", которую "опасно использовать даже для купания".

Информация оказалась очередным фейком. Но подобные казусы не единичны и, скорее всего, будут иметь продолжение.


Социальные сети весьма часто становятся источником фейковых новостей. Основная проблема заключается в том, что чаще всего найти "первоисточник" не только сложно, но и вовсе - невозможно. Грузинская медиаэкспертка Нанука Инасаридзе говорит о том, что неправдивые новости чаще всего возникают там, где наличествует "информационная пустота".

"Фейки распространяют две категории людей, - утверждает Н. Инасаридзе.- Первые создают дезинформацию сознательно, вторые - не имеют возможности проверить информацию и искренне в нее верят".

Так случилось и в этот раз. Сначала в мессенджерах "телеграм" и "вайбер" появилось следующее сообщение: "Добрый день! Хочу предупредить всех. В пятницу с 9.00 утра до понедельника включительно вода в краны будет поступать с тройной дозой хлора. Таким образом производится чистка труб. Эту воду не стоит использовать даже для купания. После чистки нужно будет слить немного воды. Сегодня в администрации собиралась комиссия и сотрудники МЧС рассказывали об этом. Ситуация с качеством воды в городе катастрофическая. Распространите, пожалуйста".

Злополучное "письмо счастья" впервые появилось в информационном поле Днепра 28 августа и было опровергнуто СМИ в тот же день. С опровержениями выступили сотрудники "Киевводоканала", Аульского и Каменского водопровода (Днепр), "Кривбассводоканала" и других организаций, занимающихся водоснабжением. Но это не помешало упомянутому выше фейку "всплывать" в разных концах страны, и к 30 августа достичь Одессы.

Что же стало причиной такой популярности данного фейка?

Первое, что бросается в глаза, - его универсальность. Нет конкретных дат: "пятница", "понедельник", "сегодня" - понятия абстрактные, но от отсутствия таких важных атрибутов новости отвлекает указание времени: "с 9.00". Такими же универсальными являются "администрация" (областная, районная или городская - читающий додумает сам), "комиссия" (из кого она состояла и какие вопросы уполномочена решать?), "сотрудники МЧС".

Вторым фактором популярности стало эмоциональное наполнение текста. Он маскируется под сухое информационное сообщение, но таковым не является: короткие, рваные предложения, как будто его набирали в спешке и пугающие подробности "тройная доза хлора", "даже для купания", "катастрофическая ситуация". Усиливает тревогу и то, что информация расходится только по "сарафанному радио": "предупредить всех" и "распространите" в отсутствии каких-либо официальных заявлений не успокаивают обывателя.

Ну и третья причина - доверие к источнику. Люди привыкли доверять знакомым, поэтому, увидев сообщение соседа, родственника или коллеги, пересылали его дальше, не задумываясь. Одесский фейк появился сразу в нескольких общих чатах родителей школьников и рабочих переписках, откуда его начали рассылать всем своим контактам встревоженные пользователи.

"К своему стыду я сам "купился" на этот фейк, - признается маркетолог Григорий Ладужка, - увидел сообщение классной руководительницы сына в "родительском" чате, переслал нескольким знакомым. Только когда у меня самого спросили, откуда информация, я задумался. При всей кажущейся простоте, текст содержит призыв к действию, простым языком объясняет "причины" происшествия и создает у читателя иллюзию исключительности; мы как будто узнаем важную информацию раньше, чем она появилась в официальных источниках. Он играет на нашем незнании и стереотипах: большинство людей понятия не имеет, как обслуживают водопроводные трубы, но зато все знают, что раствор хлора используют для очистки поверхностей и дезинфекции воды. И о том, что растворы хлора едкие и токсичные, знают. Похожие приемы часто используют для рекламных кампаний в интернете, но в этом случае людям "продают" панику и недоверие к властям. Увидев текст, можно было подумать, что городская администрация собралась травить народ хлором, не предупреждая об опасности".

Фейк с хлором в водопроводе - один из множества случаев использования социальных сетей и СМИ для дезинформации. Одним из самых старых (первые упоминания датируются 2008 годом) является фейк о массовом усыплении служебных собак: якобы в одном из питомников собираются усыплять "отслуживших" милицейских (позже - полицейских) овчарок. Иногда с помощью этого текста даже собирают деньги и за 10 лет количество людей, принимающих написанное за чистую монету, не иссякло.

Самым популярным фейком можно назвать его более "молодого" коллегу родом из 2012 года, который особенно любят перепечатывать СМИ - в последний раз сообщение о "зараженных ВИЧ иглах" в кинотеатре появилось (и почти сразу было удалено) в российском Екатеринбурге. Этот фейк, играющий на неосведомленности людей о способах передачи ВИЧ и страхе заразиться, "побывал" практически во всех областных центрах Украины, Беларуси и России, даже несколько раз засветился в общенациональных СМИ.

Но почему люди реагируют на подобные сообщения? "Во-первых, фейк поступает из источника, которому человек доверяет, - отвечает Нанука Инасаридзе, - поэтому в него как-то сразу веришь. Распространенность фейка тоже важна: если человек сталкивается много раз с одной и той же информацией, он непроизвольно начинает в нее верить. Кажется, что не могут столько людей заблуждаться одновременно. Не последнюю роль играет страх, вызванный тем, что полученная информация может оказаться правдой". Григорий Ладужка полностью согласен с медиаэкспертом: "Эти тексты составлены так, что ты сначала пугаешься и рассылаешь всем подряд, чтобы предупредить об опасности. После этого страх проходит, человек чувствует, что обезопасил себя и своих близких, и забывает о произошедшем. А фейк уже вовсю гуляет по интернету: представьте, сколько людей его увидит, даже если каждый пользователь разошлет его только десяти самым близким друзьям? Это как лавина".

"Благодаря интернету каждый человек может стать средством массовой информации, - отмечает немецкий медиаэксперт Вольфганг Рессман, - поэтому важно, чтобы люди относились критически к любым новостям. Из-за ситуации с Россией восточно-европейские страны очень часто подвергаются атакам фейков, это касается не только Украины, но и многих других государств. Они подрывают доверие к властям и традиционным СМИ, отвлекают от реальных проблем, разжигают ненависть и, в конечном счете, препятствуют становлению демократического общества".

С ним трудно не согласиться - несмотря на оперативное разоблачение в Днепре, "вода с хлором" продолжила свое триумфальное шествие по Украине. Грамотно составленные фейковые тексты могут десятилетиями будоражить умы неравнодушных и доверчивых людей. Поэтому старайтесь не распространять непроверенную информацию, откладывайте новость - возможно, перечитав ее спокойно через некоторое время вы и сами заметите нестыковки и манипуляции. И не стесняйтесь спрашивать у собеседника об источниках, чтобы не стать одной из снежинок в лавине нарастающей паники.

Тамара ГЛАДКАЯ.