Номер 19 (1363), 2.06.2017

ПАЦИЕНТЫ: ЗАКАЗЧИКИ УСЛУГ
ИЛИ ЗАЛОЖНИКИ БОЛЬНИЦ?

Нетрудно было предположить, что наша статья "Реформы для жизни" (опубликована в номере от 19 мая) вызовет разные читательские отклики. Ведь тема медицинской реформы касается практически каждого жителя страны. Тем более, что эта реформа предполагает решительный слом представлений и практик, насчитывающих уже почти девять десятилетий.

Так оно и вышло.


ГЛАДКО НА БУМАГЕ...

Не сказать, чтобы в редакции не умолкал телефон, но звонков от читателей было намного больше обычного. Основной, как принято теперь говорить, месседж - недоумение и опасения: не станет ли отечественная медицина полностью платной, а значит, практически недоступной для большинства населения?

"Принцип "деньги идут за пациентом" звучит красиво, - считает Валерий Голубев. - И вроде бы правильно, что государство будет финансировать не количество койко-мест, а выделять средства тем врачам и больницам, куда сами пациенты будут обращаться за помощью. Но что получится на практике? Чтобы сохранить деньги на местах, больным не будут давать направления в клиники, где им могут оказать более квалифицированную помощь. А будут всеми правдами и неправдами уговаривать или заставлять лечиться в "своей" больнице. Какая польза от такой "реформы"?"

На другой аспект проблемы обратила внимание пенсионерка Наталья Векслер: "Многие больные захотят лечиться в столичных клиниках. А если и в своем городе, то у лучших врачей. Представляю, какие возникнут очереди! Удовлетворить такой спрос будет практически невозможно. Значит, все равно придется лечиться или там, где ты живешь, или не у лучшего врача".

"Видимо, наши "горе-реформаторы" никогда не ездили по сельским дорогам, - возмущается Елена Петренко. - Езда по ним для больного человека противопоказана, а "скорая помощь" будет добираться часами. И если ликвидируют ФАПы, то села будут просто вымирать".

Справедливости ради, укажем: звонили и те, кто согласен с основными принципами реформы здравоохранения, но таких - меньшинство. Тем более важной стала для нас встреча с участниками Всеукраинского тура в поддержку медреформы, который проводит общественная организация "Центр UA" совместно с экспертами коалиции "Реанимационный Пакет Реформ" (РПР) и представителями Министерства здравоохранения.

ИЗМЕНИТЬ ТРУДНЕЕ, ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ

- Цель наших поездок по стране - услышать и собрать позиции представителей самых активных сообществ во всех регионах Украины для разработки системных и необратимых изменений, - поясняет Олег Рыбачук, соучредитель Центра UA, бывший вице-премьер по вопросам европейской интеграции. - Взаимодействие ради изменений поможет местным громадам понять и сформулировать собственные ожидания к изменениям в стране, сплотиться с единомышленниками вокруг общих позиций, а также сотрудничать с властью, требуя учета общих интересов. Изменить страну труднее, чем критиковать тех, кто ее уже изменяет. Понять реформу сложнее, чем обижаться, что не спросили твоего мнения. Поэтому вместе с представителями местной власти, объединенных территориальных громад, профессиональных медицинских сообществ, общественными активистами, журналистами, местными предпринимателями и студентами мы обсуждаем, что должны сделать громады и местная власть для внедрения реформы системы здравоохранения.

- Можно сколько угодно критиковать положения реформы здравоохранения, - дополняет экс-вице-премьер эксперт РПР Александр Ябчанка, - но надо понимать, что рассчитывать на финансовую помощь государства - уже нереально. Мы живет в ситуации, когда государство только обещает гражданам бесплатную медицинскую помощь, но практически перекладывает выполнение своих обещаний на медиков, местное самоуправление и пациентов. Пациент 95 % медикаментов покупает, выкладывая деньги из кармана, платит "неформально" в разные благотворительные фонды. Врач на мизерную зарплату выжить не может, поэтому он либо лечит и ждет благодарности, либо сразу называет цену за свою работу. "Черный нал" в нашей медицине правил бал. И сегодня 640 тысяч домохозяйств попадают в катастрофическое положение в связи с медициной.

Потому реформа не просто назрела, а уже и перезрела. И если сейчас не принять соответствующие законы, прежняя система сохранится еще лет пять, и реформирование все равно придется проводить, только уже в более сложных условиях.

ОТ "ОПЛАТЫ СТЕН" ДО ОПЛАТЫ ЛЕЧЕНИЯ

- Реформа предполагает несколько ключевых изменений, - напоминает Александр Ябчанка. - Прежде всего: государство должно перейти к реальному, гарантированному пакету помощи. В рамках пакета государство уже не содержит медицинские учреждения, куда мы могли прийти за "бесплатной" помощью. Государство покупает медицинские услуги для гражданина. А у кого оно будет покупать эти услуги, решает уже сам гражданин. Это и есть реализация принципа "деньги идут за пациентом". И это изменяет саму логику взаимоотношений в треугольнике "государство - гражданин - врач".

- С 2018 года планируется переход на принцип софинансирования, - дополняет эксперта РПР заместитель министра здравоохранения Украины Александр Линчевский. - Пока еще финансирование больниц зависит от количества "койко-мест". Министерство решает, сколько врачей можно взять в данную больницу. Теперь же главный врач сможет самостоятельно определять, какие в больнице нужны отделения и количество мест в них в зависимости от потребностей громады. Фактически главврач самостоятельно будет решать, на что будут расходоваться средства.

На самом деле, утверждает заместитель министра, средств на медицину выделяется достаточно много. Но они уходят в "стены", то есть, для оплаты содержания зданий и заработную плату. А если эти деньги, которые заложены в бюджете Украины, разделить между всеми пациентами и закрепить за ними, то зарплата семейного врача станет гораздо больше. А для контроля за деятельностью руководителей медучреждений и защиты прав пациентов местными советами будут создаваться наблюдательные советы.

СТАНДАРТЫ - ПО ЕВРОСТАНДАРТАМ

Реформа по европейским образцам предполагает переход на европейские протоколы и стандарты лечения. Также следует утвердить формулы расчета себестоимости той или иной медицинской услуги, чтобы не вышло так, что разные клиники будут выставлять разные цены за одинаковое лечение. На это, кстати говоря, указал один из наших читателей Игорь Зильберман.

- Любая реформа должна опираться на четкие расчеты того, сколько средств потребуется для ее реализации, - считает профессиональный финансист. - А вот для этого необходимо провести детальное исследование стоимости лечения разных заболеваний, утвердить модель расчета себестоимости и референтные цены на лекарства и услуги. Тогда пациент будет знать, сколько стоит лечение конкретной болезни, вне зависимости от того региона, где он проживает и лечится.

Такая работа уже ведется. С 1 июля с. г. в пилотном режиме будет тестироваться новая модель финансирования медицины. Как рассказал президент Национальной академии медицинских наук Украины Виталий Цимбалюк, из 36 институтов были выбраны четыре лучших в области нейрохирургии, кардиохирургии, кардиологии и общей хирургии, разработаны протоколы и стандарты лечения, которые отвечают европейским аналогам по каждой специализации. На основе этих протоколов подсчитали стоимость лечения разных заболеваний, определили за три последних года среднее количество пациентов по разным видам заболеваний или травм. Для реализации данного проекта Министерство финансов выделило 200 млн грн.

Еще одно важное реформаторское новшество, о котором рассказал А. Линчевский.

Каждая больница сможет самостоятельно выбирать протоколы лечения пациентов и утверждать их своим приказом. Раньше такие протоколы утверждались Министерством здравоохранения, и все медучреждения вынуждены были следовать им, назначая те лекарства, которые сумела "пролоббировать" фармкорпорация. Теперь можно будет взять за основу протоколы лечения, принятые в европейских странах, США, других государствах. Но при этом медучреждение несет ответственность за результат лечения. А реформа в сфере фармации приведет к тому, что на рынок смогут выйти европейские производители.

Ну и, конечно же, реформа не может не затронуть систему медицинского образования. В нашей стране, рассказал заместитель министра, медицинские вузы ежегодно выпускают около 8000 специалистов, но половина не работает по специальности. Отсюда вывод: нужно лучше отбирать абитуриентов. Для этого решено поднять "проходной бал" до 150, чтобы в медицинские вузы попадали лучшие. (Кстати говоря, если бы этот показатель действовал сейчас, минимум два медицинских вуза пришлось бы закрыть). И куда абитуриенты подадут свои заявления, тот вуз и получит соответствующее количество бюджетных мест. Ибо хорошего врача можно воспитать при наличии таких составляющих, как отбор, обучение, экзамен. Причем готовить следует не узкого специалиста, а медика широкого профиля, который может принять больного, сделать соответствующие анализы, провести УЗИ, поставить диагноз и т. д.

Не стоит забывать, напоминают эксперты, что реформа системы здравоохранения входит в перечень тех обязательств, которые Украина приняла на себя, подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. В этом документе 17 нормативно-правовых актов касаются данной сферы. За каждым из них - опыт европейских стран, где качество лечения выше и люди живут дольше, чем в Украине. А ведь именно средняя продолжительность жизни - тот интегральный показатель, по которому определяется уровень медицинского обслуживания и системы здравоохранения в целом.

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.