Номер 47 (1242), 5.12.2014


"ХОТЕТЬ В ОДЕССУ" ВСЕМ ПОЛЕЗНО

Подписание Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом открывает для туризма в Одессе новые возможности.

ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Ширина одесских тротуаров сама по себе свидетельствует о том, что создатели города заботились о том, чтобы людям в нем было удобно жить. Чтобы по нему было приятно ходить, без сутолоки и риска быть вытолкнутым на обочину, а если нечто привлечет внимание, всегда можно было бы отыскать кусочек свободного пространства, чтобы остановиться, осмотреть, а то и самому принять участие в живом общении, чем издавна славились обитатели Южной Пальмиры. Гостеприимна в нашем городе и сама природа: мягкий климат, обилие солнечных дней, ну и, конечно, "самое синее в мире...".

Вот и съезжались сюда погостить жители самых разных уголков бывшей Российской империи, а затем и (тоже уж бывшего) Советского Союза. Начиная от великих князей, княгинь и министров и заканчивая "пересiчними громадянами" упомянутых выше государств.

Туризм в Одессе всегда был одной из основ благосостояния города и многих его жителей. В лучшие времена в летние месяцы население Одессы возрастало вдвое. "Аборигены" жаловались на неудобства, которые создает сия "толкучка" (провоцирующая, среди прочего, относительно высокие цены на базарах), но, когда в августе 1970-го из-за эпидемии холеры Одессу пришлось перевести в "закрытый режим", вечерами город прямо-таки пугал пустыми улицами, включая легендарную Дерибасовскую...

Много воды утекло с тех пор. Теперь уже никто не жалуется на засилье "приезжих". Напротив: фактическое исчезновение промышленности в городе только увеличило значение туристической отрасли. Начальник Департамента культуры и туризма Одесского горсовета Татьяна Маркова утверждает, что 90 % местного бизнеса в той или иной степени связано с туризмом. Это торговля, сфера обслуживания, легкая промышленность, гостиничное хозяйство, транспорт, музеи, театры и т. п. Понятно, что в этих условиях местная власть прямо-таки обязана создать с бизнесом "улицу с двусторонним движением". Третьим "соучастником" в последние годы стали общественные организации, особенно из числа тех, которые в своей деятельности исповедуют европейские ценности. А это чрезвычайно важно, ибо в нынешних условиях, когда до минимума сведен приток российских туристов, приходится переориентироваться на внутренний и особенно! европейский рынок, тем более после подписания Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом.

ИЗ CОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ:

"Стороны сотрудничают в области туризма с целью укрепления развития конкурентоспособной туристической отрасли как генератора экономического роста и стимулирования экономики, занятости и валютных поступлений" "Раздел V. Экономическое и отраслевое сотрудничество. Глава 16. ТУРИЗМ. Статья 399).

СПАСЕНИЕ НЕРЯДОВОГО СЕЗОНА

- Если бы не совместные усилия власти, бизнеса и волонтеров, туристический сезон 2014 года был бы катастрофически провален, - утверждает Татьяна Маркова.

И это так.

После трагедии 2 мая Одесса в одночасье приобрела славу "опасного" города. Незаслуженно, конечно, но факт остается фактом: ранее приобретенные туристические путевки начали в массовом порядке возвращаться туроператорам, отменялись заходы в порт круизных судов, и даже иногородние родственники одесситов, прежде, что называется, не вылезавшие летом из моря, слали панические сообщения, что боятся ехать в город. В этих условиях нужно было принимать неординарные решения, притом в срочном порядке. Вот тогда и сказалась "спайка" власти, бизнеса и общественников. За три недели вместе с Ассоциацией "Туризм Одессы" был создан проект "Хочу в Одессу", призванный продемонстрировать: город не просто "жив", но и по-прежнему умеет отдыхать и развлекать.

Для справки. Ассоциация "Туризм Одессы" учреждена 27 сентября (отмечается как Всемирный День туризма) 2012 года туристическим информационным центром (ТИЦ) и несколькими туристическими предприятиями Одессы. В нее входят туристические компании, экскурсионные бюро, отели, рестораны, театры, музеи, галереи, развлекательные центры, клубы, транспортные компании, центры профессиональной подготовки и другие структуры, чья деятельность прямым или косвенным образом связана с приемом туристов или оказанием туристических и сопутствующих услуг.

Главной целью создания данной общественной организации является объединение всех участников туристического рынка большой Одессы с целью проведения грамотной маркетинговой политики и продвижения бренда Одессы в мире, а также объединения предприятий отрасли туризма в городе.

Первое, с чего начали реализовывать проект "Хочу в Одессу", это развесили по всей стране соответствующие бигборды. С владельцами рекламных конструкций договорились о бартере: те получали право на бесплатное проживание в Одессе во время фестивальных мероприятий. С 28 по 30 июня провели масштабнейший "Фестиваль фестивалей", который включал в себя около 50 акций. На них побывало примерно 100 тысяч посетителей. Еще один показатель успеха: доходы торговых организаций в тех местах, где проходили акции фестиваля, выросли в два раза даже по сравнению с "нормальным" туристическим сезоном 2013 года. И все это было сделано властями вместе с волонтерами, общественными организациями, бизнесом. Затем были поддержаны популярные волонтерские проекты "Вишиванковий фестиваль", "Велобульвар" и другие, также привлекающие в Одессу немалое количество гостей.

Среди других - совершенно замечательная идея под названием "Мастер Шеф". Двадцать лучших ресторанов города провели бесплатные мастер-классы по приготовлению любимых одесских блюд. Рестораторы поделились своим опытом, рецептурой, показали, как они работают. На "Мастер Шеф" приехали сотни люди из других регионов, чтобы научиться готовить не только знаменитые одесские блюда - форшмак, мидии, цимес, но и суп с морепродуктами и даже пиццу. В тот же день прошел мега-слет ретроавтомобилей "Запорожец" и фотовыставка из нескольких тысяч снимков, приуроченная к 95-летнему юбилею Одесской киностудии.

При этом затраты из бюджета были минимальными: город предоставлял возможность проводить мероприятия, обеспечивал порядок и т. п. А на создание электронного путеводителя по Одессе вообще город не потратил ни копейки. Там можно найти сведения не только о достопримечательностях Одессы, но и об отелях, ресторанах, календарь событий, словом, обо всем, что может заинтересовать туриста.


Еще один пример взаимодействия между властью и бизнесом - экологический транспорт. В Одессе создана программа развития туризма, в которой учтены и экологические моменты. И бизнес четко на это отреагировал: в центре города поставили электрокары, которые не загрязняют атмосферу. На них проводят экскурсии для людей, которым трудно пройти большие расстояния пешком. Электромобили также выезжают в зону порта, перевозя пассажиров лайнеров в центральную часть города.

ИЗ CОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ.

"Статья 400.

1. Сотрудничество на двустороннем, региональном и европейском уровнях основывается на следующих принципах:

a) уважение самобытности и интересов местных общин...;

b) важность культурного наследия;

c) четкое взаимодействие между туризмом и защитой окружающей среды".

КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЕ ЕСТЬ...

- Невзирая ни на что, даже в этом году мы наблюдаем устойчивый рост инвестиционной привлекательности нашего города, - утверждает начальник городского департамента культуры и туризма Татьяна Маркова. - Это видно хотя бы потому, что открываются новые отели, кафе, рестораны, туристические компании. Бизнес развивается, и наша задача - координировать, анализировать, обобщать, распространять успешный опыт.

Самое главное заключается в том, полагают местные профессионалы туристической отрасли, что именно в нынешних сложных условиях особенно четко стало понятно, как важно объединять усилия. Когда у власти есть желание, реальное стремление помочь, бизнес и общество откликаются очень быстро. Так что в этом плане можно сказать, что в туристической отрасли Одессы реально удалось построить "улицу с двусторонним движением".

- Консолидация игроков туристического рынка позволяет создать в Одессе благоприятную экосистему, в которой развиваются как частные компании, чей бизнес связан с туризмом, так и город в целом, - утверждает президент Ассоциации "Туризм Одессы" Иван Липтуга. - В условиях новой реальности мировой экономики и высокой конкуренции между городами, которая с каждым годом лишь увеличивается, единственным выходом для территорий является объединение усилий и ресурсов в сочетании с развитием эффективных инструментов частно-государственного партнерства.

Подписание Украиной Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом стимулировало активность Одессы и на международном уровне. Город получил гранты от Европейского Союза, которые работают на развитие Одессы. В частности, Одесса входит ассоциативным членом в образовательный проект, связанный с развитием круизного бизнеса. Пока это только первые шаги, в какой-то степени уроки. Но они тем более важны, что поставлена задача до 2020 года в два раза увеличить туристический поток. Для ее реализации предстоит большая работа, в том числе и на европейском направлении. Немалые надежды связаны у руководства города и бизнес-структур с сотрудничеством и поддержкой европейских партнеров в развитие Соглашения.

ИЗ CОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ.

"Статья 401.

Сотрудничество сосредотачивается на следующих направлениях:

a) обмене информацией, лучшими практиками, опытом и передачи "ноу-хау", в частности инновационных технологий;

b) установлении стратегического партнерства между государственными, частными и общественными интересами в целях обеспечения устойчивого развития туризма;

c) продвижении и развитии туристических продуктов и рынков, инфраструктуры, человеческих ресурсов и институциональных структур;

d) разработке и реализации эффективных политик и стратегий, в том числе соответствующих правовых, административных и финансовых аспектов;

e) обучении специалистов по туризму, а также наращивании потенциала в области туризма с целью повышения стандартов качества предоставления туристических услуг;

f) развитие и содействие туризму на основе местных общин".

- Нам предстоят еще большие реформы, чтобы упростить и создать условия для развития бизнеса, в том числе туристического, - говорит Татьяна Маркова. - Одесса имеет огромный потенциал в этом направлении, и нам нужно очень разумно его использовать. Радует то, что удалось создать прочные, деловые и доверительные отношения с бизнесом и общественными организациями. И я думаю, что эта синергия достаточно интенсивно может продвинуть нас вперед.

- Туризм в нашем случае выступает как фактор мира во всё мире, - подчеркивает президент Ассоциации "Туризм Одессы" Иван Липтуга. - Именно данная отрасль, по моему мнению, спасёт мир. Однако для этого необходимо обратить пристальное внимание на законодательство в сфере туризма, на ценовую политику, рынок туристических услуг в целом и налаживание информационного механизма на международном рынке туризма.

Ну а пока что Департамент культуры и туризма Одесского горсовета вместе с бизнес-партнерами и волонтерами готовится к празднованию Нового года. Уже "сверстана" обширная Новогодняя программа, в которую вошло большое количество мероприятий в центральной части города и районах. Будет проведен "Рождественский фестиваль" с велопробегом Дедов Морозов, с настоящим вертепом на Дерибасовской, с самыми большими пряником и калачом, с новым проектом "Одесса-мама накрывает" для детей социально-незащищенных категорий и многое другое. Ну и, конечно, намечена традиционная встреча Нового года на Думской площади - с "детским" фейерверком, "взрослым" салютом, раздачей подарков, конкурсами, концертной программой для маленьких и больших одесситов и гостей города.

Для справки. Детальную информацию можно получить на официальном туристическом сайте Одессы:

http://www.odessatourism.org/

Подготовили
Александр ГАЛЯС и Инна ИЩУК.

На фото:
начальник департамента культуры и туризма
Одесского горсовета
Татьяна Маркова.