Номер 11 (1157), 22.03.2013

РЕКТОРСКИЕ ПРЕНИЯ О ГЛАВНОМ

Студентов стало меньше, а требований больше. Финансирование уменьшается, а затраты - нет. Как работать в таких противоречивых условиях, решали ректоры одесских вузов на очередном заседании своего Совета.

- Количество студентов действительно уменьшилось, - заметил ректор экологического университета Сергей Степаненко, который возглавляет Совет ректоров. - Но уменьшилась и рождаемость. Соответственно становится меньше и выпускников с дипломами о высшем образовании.

- Также украинские студенты все больше стали поступать в заграничные вузы, отсюда и дефицит научных работников. Сейчас научный потенциал вузов нашей области составляет 52 %, а для развития науки он должен быть не меньше 60 %, - подчеркнул ректор национальной академии пищевых технологий Богдан Егоров.

Один из способов привлечь способных людей в науку - международные проекты, их насчитывается почти пятьдесят. Но на любую научную работу нужны деньги, а не секрет, что это - больное место не только сферы образования.

- Проблему можно решить, зарабатывая на своем научном труде, но дело в том, что украинские ученые слишком откровенны при публикации своих научных трудов. Наши авторефераты - это такая себе подробная инструкция, где написано все - технология, последовательность действий, состав материалов. Бизнесмену достаточно просто взять этот самый автореферат, и обращаться в вуз за помощью ученых уже не нужно. А, значит, ученые не смогут заработать на результатах своего же исследования. Поэтому нужно создать комиссию, которая перед публикацией поможет автору выбрать и убрать из текста те факты, за которые следовало бы заплатить отдельно, если кто-то заинтересуется этой разработкой. Такую идею выдвинул Богдан Егоров.

"Денежную" тему продолжил и ректор национального политехнического университета Геннадий Оборский.

- Мы живем между кризисами: в послекризисный и предкризисный период, - считает Геннадий Александрович. - Поэтому всем ректорам нужно стать... кризис-менеджерами и думать, как развиваться в неблагоприятных условиях. А для этого следует рассматривать вузак бизнес-структуру, которая производит продукцию. Знания на сегодня тоже стали товаром, - подчеркивает ректор ОНПУ.

Но для этого нужно в корне менять подход к обучению студентов: давать им не общие знания, а готовить узких специалистов для конкретных предприятий. По этому поводу разгорелась дискуссия.

Ректор ОНУ имени И. И. Мечникова Игорь Коваль привел целый ряд доводов, почему украинским вузам не стоит переходить на узкую специализацию. Во-первых, американская и западноевропейская модель обучения специалистов не спасла эти страны от кризиса. Во-вторых, узкая специализация не дает возможности быстро сменить место работы. А социологические исследования показывают, что сейчас раз в пять-десять лет люди меняют работу. И если у человека фундаментальное образование, то хватит несколько месяцев для его переподготовки, а если узкоспециализированное, то новую профессию придется осваивать едва ли не с нуля.

В качестве примера И. Коваль привел забавную историю:

- В 1992 году я попал на пресс-конференцию Михаила Горбачева. Шведская журналистка спросила, почему он не построил шведскую модель социализма, как собирался. На что Горбачев ответил: "Оказывается, для этого нужны шведы". Поэтому нельзя просто взять и перенести чужие модели образования на наши вузы. Сначала их нужно адаптировать к украинским реалиям.

Но это дело не одного года. А вот среди более реальных планов, которые строят ректоры, - создание межвузовских исследовательских институтов, чтобы не конкурировать между собой, а развиваться сообща.

Антонина КУЧЕРЕНКО.